Олег Обухов
Обозреватель АЭИ "Прайм"
Обслуживание автомобиля за последние два года заметно подорожало. Увы,
и 2025 год не станет исключением, прогнозируют экономисты. Средний ценник на
ТО, запчасти, страховки, бензин, штрафы и прочие расходы увеличится, реагируя,
как минимум, на инфляцию. Может, с машиной пора прощаться, избавляя себя от
чрезмерных расходов? Не надо торопиться. Если очень захотеть, то способ разумно
экономить на содержании авто всегда найдется.
Бензин и ТО
Вполне ожидаемо, что литр бензина
и ТО подорожают с учетом общей инфляции по стране. Сентябрьский показатель, по
оценкам Росстата, составляет более 8,5 процента (в годовом выражении), и к
концу года может вплотную приблизиться к 10 процентам, не исключают аналитики.
Однако не стоит опасаться, что топливо и ТО будут дорожать безудержно, полагает
партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто.
"Причина, конечно, инфляция,
а также увеличение цен на запасные части, рост стоимости рабочей силы в связи с
диким дефицитом квалифицированных мастеров и недостатком современных
специалистов. Теперь нужны не только жестянщики, электрики и специалисты по
подвеске. Нужны еще и компьютерщики, которых просто нет. Да, ТО будет дорожать,
но тут есть предел: когда обслуживание на станции техобслуживания становится
слишком дорогим, люди уходят в гаражный сервис – там дешевле. Цены вырастут не
в 10 раз, даже не в 2 раза, а в пределах инфляции", – отметил автоэксперт.
То же самое касается цен на
бензин. Их жестко контролирует государство. Есть механизмы, которыми оно
воздействует на конъюнктуру топливного рынка – как экономические, так и
неэкономические. Поэтому цены на бензин также будут держаться в пределах
инфляции, считает он.
ОСАГО
ОСАГО будет рассчитываться не
только с оглядкой на инфляцию, но и с учетом рисков. Страховые компании будут
адаптироваться к новым угрозам, включая повышение уровня краж и аварийности,
что негативно скажется на тарифах. На цене могут отразиться также изменения в
законодательстве. Несмотря на то, что средняя стоимость ОСАГО в последние
месяцы 2024 года снижалась, в следующем году цена полиса может подрасти,
прогнозирует директор по развитию страхового бизнеса финансового маркетплейса
"Сравни" Владислав Головкин.
"По нашим данным, в III
квартале 2024 года средняя стоимость ОСАГО составила 6 тысяч 578 рублей и стала
ниже по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (7 тысяч 222 рубля). Мы
прогнозируем, что до конца 2024 года стоимость полиса может еще снизиться – до
6 тысяч рублей. Срабатывает высокая ценовая конкуренции среди страховых
компаний. Тем не менее, в первом полугодии 2025 года наиболее вероятен возврат
средних цен к отметке в 6,5 тысяч рублей. А по итогам всего следующего года
цена полиса может выйти за рамки 7 тысяч рублей. То есть, ожидаем рост на 10 с
лишним процентов. Рост стоимости услуг страховщиков мы связываем с заметным
подорожанием запчастей и расходников", – уточняет аналитик.
КАСКО
Не станут исключением и тарифы на
КАСКО. Если посмотреть на динамику двух последних лет, то стоимость полиса
росла: в 2023 году средняя цена по России была на уровне 36 тысяч рублей, в
2024 – 45 тысяч рублей. С учетом стоимости авто (страховых сумм) и запчастей,
продолжает Головкин, в 2025 году подорожание ожидается в пределах 10-15
процентов к нынешним показателям. "При этом наблюдается тенденция перехода
от классического КАСКО к коробочным продуктам. Увеличивается франшиза, но цена
для клиента становится более привлекательной", – конкретизирует экономист.
Штрафы
С ужесточением наказаний за
нарушение правил дорожного движения автолюбители сталкиваются практически
каждый год. В числе последних нововведений – увеличение штрафа за неоплату
проезда по платной дороге, за сокрытие номеров автомобиля, за управление
автомобилем без номеров, а также введение штрафа за незаконную
предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов.
Рассматривается вопрос об ужесточении наказания за опасное вождение, вплоть до
лишения прав, предупреждает основатель "Школы практического
инвестирования" Федор Сидоров.
Штраф за отказ от остановки по
требованию инспектора может вырасти с 500-800 рублей до 7-10 тысяч рублей.
Причём собираются увеличить срок давности рассмотрения подобных дел. Установить
отсутствие страховки с 1 марта 2025 года будет проще: такие автомобили будут
"ловить" камеры ГИБДД.
"Тем временем, соблюдение
правил дорожного движения может существенно минимизировать денежные потери в
виде штрафов. А своевременная оплата штрафа, если уж на то пошло, позволяет
сэкономить до половины суммы. Собственно, многое зависит от возраста и опыта владельца,
а также его характера. Сэкономить на страховке, к примеру, помогает солидный
водительский стаж и отсутствие ДТП по вине автомобиля – все это учитывается при
подсчете суммы страховки", – отмечает специалист.
На чем еще можно сэкономить
Кстати, если у автовладельца
маленький стаж вождения, то цену страховки можно снизить, вписав в полис
человека с большим стажем. Его более выгодный коэффициент будет учитываться при
общем расчете стоимости полиса. Тем не мене, если хочется сэкономить, то делать
это надо с умом, продолжает Сидоров. Есть траты, пренебрегать которыми не
следует, иначе вскоре издержки будут еще больше.
"Нельзя заливать бензин,
худший по качеству, чем предусмотрено производителем. От этого портится
двигатель. Включать круиз-контроль надо только при необходимости. Если с
заменой некоторых лампочек справится практически любой, то более сложные работы
следует доверить профессионалам. Не стоит медлить с заменой запчастей и
расходников: будут выходить из строя более дорогие части автомобиля, чья замена
потом ударит по бюджету. Кстати, некоторые запчасти подходят для нескольких
марок. К тому же, вместо оригинальных на рынке есть комплектующие из Китая
хорошего качества. Таким образом можно сэкономить до 50 процентов от
чека".
Не лишней будет и оптимизация
маршрутов, а также использование приложений для мониторинга затрат на топливо.
И то, и другое поможет сократить расходы и на топливо, и на обслуживание авто.
Альтернатива – "электричка" и гибрид
Конечно, по нынешним временам,
кому-то захочется пересесть на более экономичный автомобиль, который расходует
меньше топлива или вообще обходится без него. Но, с электромобилями и даже
гибридами, к примеру, не все так однозначно. Авто с ДВС (двигателем внутреннего
сгорания) до сих пор в России остаются предпочтительнее. Ведь цены на бензин
пока приемлемые. Современный автомобиль в среднем потребляет около 7 литров на
100 километров, это – более-менее приличные значения.
"Мы бы, конечно, с большим
удовольствием пересели на электромобили или, тем более, на гибриды, но они пока
достаточно дороги, к тому же зарядной инфраструктуры для них не хватает. Они
все-таки не универсальные, как автомобили с ДВС, которым не требуется привязка
к розетке. Поэтому электромобиль или гибрид, это, скорее уже вторая-третья машина
в семье, и далеко не каждая может позволить себе даже один подобный автомобиль.
По статистике, в России немногим более 300 таких авто на одну тысячу
человек", – подчеркивает Моржаретто.
Доброе слово и автомобилю приятно
Оптимизировать траты можно и
подругому. Например, многие уже отказываются от услуг фирменных СТО – станций
техобслуживания и переходят на СТО "ноунейм", или же на гаражный
сервис. Кроме того, сейчас автомобиль многими чаще используется в более щадящем
режиме, чтобы служил дольше. Кстати, уточняет автоэксперт, средний срок
владения авто в России удлинился: если десять лет назад в больших городах срок
первого владения был 4 года, то сейчас уже 7 лет, и тенденция идет к увеличению
этого показателя. То есть сейчас автомобиль надо больше любить и относиться к
нему с трепетом. Тогда он ответит тем же. По крайней мере, в ближайшее время не
превратится из средства передвижения в роскошь.