Конфереция

Заработать на волне "метанольного бума" стране помогут инновационные решения

По данным аналитической компании GlobalData, ближайшие десятилетия в мировой экономике будут отмечены стабильным ростом спроса на метиловый спирт – продукт переработки природного газа. Уже сейчас, по итогам последних лет, ежегодный рост метанольной отрасли составил, в среднем, 6,5%, что вдвое выше динамики мирового ВВП. Россия, если не упустит момент, может "откусить" не меньше трети от этого мирового "пирога" – при условии, что производство метанола будет возведено в ранг одного из национальных приоритетов. Собственно, так уже и происходит, если судить по проектам в этой сфере, реализуемым при активной поддержке президента и правительства. В частности, уже летом близ Северного морского пути может заработать первая российская флотилия плавучих заводов по производству метанола – "ФлотМетанол". Начавшийся "метанольный бум" на мировом рынке обусловлен тем, что метиловый спирт признан наиболее перспективной заменой традиционным видам моторного топлива нефтяного происхождения – бензину, керосину, дизельному топливу. По основным физико-химическим свойствам (теплота сгорания, октановое число) метанол не уступает, а по некоторым – как теплота испарения – даже превосходит лучшие углеводородные топлива. При его сжигании образуется меньше вредных выбросов, токсичность его паров в три раза ниже, чем высокооктанового бензина. При этом метанол еще и стоит дешевле, поэтому неудивительно, что первыми возможностью перехода на новое топливо заинтересовались судовладельцы. А крупнейшая двигателестроительная корпорация MAN немедленно "оседлала" тренд, приступив к разработке судовых двигателей, работающих на метаноле. Темпы, которыми метанол шагает по планете, впечатляют. Вот лишь краткая сводка новостей из этой сферы за последние месяцы. Шведская компания PromanStenaBulk разместила в Китае заказ на строительство двух судов танкеров с двухтопливными двигателями вместимостью 49,9 тыс. тонн. Еще один судовладелец из Швеции, Marinvest, отчитался об успешной "обкатке" двух своих судов: 10 тысяч часов работы без сбоев только на метаноле. Японская судоходная компании NYK приняла в эксплуатацию танкер-химовозTakaroaSun, который может использовать в качестве топлива метанол, а чуть раньше два аналогичных судна получила канадская Waterfront. Подобные новости из мира морских перевозок становятся чуть ли не ежедневными, и это только начало. Метанолу прочат долгосрочное будущее уже и в автомобильных, и в авиационных двигателях. Потому России, занимающей первое место в мире по запасам природного газа – 47,8 триллионов куб. метров! – сам бог велел становиться главным бенефициаром мирового роста. Россия, США и Иран – такую тройку лидеров мировой промышленности по производству метанола обозначают аналитики на ближайшую перспективу. Однако России, чтобы не выпасть из этого списка, необходимо форсировать развитие соответствующих производственных мощностей. Власти прекрасно это понимают, однако проекты, связанные с капитальным строительством далеко не всегда можно реализовать в сжатые сроки. Еще в 2018 году СМИ сообщали о решении построить завод по переработке природного газа и экспортный терминал в порту Усть-Луга Ленинградской области. На создание этого предприятия заявленной мощностью 1,7 млн тонн метанола в год планируется потратить 1,5 млрд долларов – то есть, проект, безусловно, масштабный и один из ключевых для отрасли. Однако сроки его реализации на фоне стремительно меняющейся мировой конъюнктуры обескураживают: по последней информации, первую продукцию завод сможет выдать не раньше 2023 года. Здесь же, в Усть-Луге проектируются еще три аналогичных производства плюс схожий по мощности завод в расположенном неподалеку городе Высоцк. Но все они, опять же, рассчитаны на вход в эксплуатацию не раньше 2023 года, а "метанольный бум" не ждет. В этой ситуации наиболее перспективными сейчас представляются "мобильные" решения. Конкуренты России на мировом рынке метанола понимают это не хуже нас, одним из очевидных таких решений представляется строительство плавучих заводов, которые можно "парковать" на том же шельфе или вблизи месторождения, где добывается газ. В США, например, одобрение на строительство плавучей установки по производству метанола получила компания WisonOffshore&Marine. Аналогичный проект для автономного производства метанола разработали специалисты норвежской̆ фирмы Solco, его характеристики особенно впечатляют. Заявленная мощность этого плавучего завода составляет 1 млн т/год, причем он сможет одновременно осуществлять и морскую добычу попутного газа, и производство метанола. В России таким же революционным проектом обещает стать "ФлотМетанол" – флотилия плавучих заводов, которую предполагается разместить на северных морских шельфах в районе полуострова Ямал. Из 15 млрд куб м. газа эта флотилия ежегодно будет производить 10 (!) млн тонн метанола. Плавучий завод, по задумке, крепится напрямую к газодобывающей платформе ОАО "Газпром", и прямо с него готовый метанол перекачивается в танкера, которые повезут его покупателям в страны Европы и Юго-Восточной Азии. Таким образом, проект обеспечит не только рост производства столь востребованного метанола, но и загрузку Северного морского пути – то есть, выполнение стратегической задачи, поставленной майским указом президента России от 2018 года. Но главное сейчас не это, а сроки реализации проекта "ФлотМетанол": первая производственная плавучая платформа должна заработать уже летом 2020 года. Для России это означает безусловный прорыв на мировом метанольном "фронте". Аналогичный американский проект компании WisonOffshore&Marine, о котором мы упомянули выше, находится, напомним, лишь на стадии правительственного одобрения. Еще один важнейший момент: проект "Флотметанол" – полностью российский, как говорят, до последней гайки. В его основу положены российские патенты и научно-исследовательские разработки. Компания "ФлотМетанол" обладает исключительными правами лицензиара технологии производства метанола на плавучих заводах. Ну, и всё оборудование, а также расходные материалы, производится на отечественных предприятиях. Однако почивать на лаврах России пока рано, говорят участники рынка. Для уверенного лидерства на мировом рынке метанола нашей стране нужно сделать еще очень много, в частности, не только производить новое топливо на экспорт, но и переводить на него внутренних потребителей. Следуя мировому тренду, самим строить корабли, двигатели, генераторы, работающие на метаноле, разрабатывать и продавать новые технологии, расширяющие возможности применения этого топлива. В начале апреля в Москве пройдет традиционная отраслевая конференция "Монетизация газа", немалая часть которой будет посвящена именно метанолу. На ней, надо полагать, соберутся представители многих амбициозных компаний, претендующих на получение прибыли в этом сегменте. Однако о внутренней конкуренции говорить пока что рано: производимых сейчас объемов метанола не хватает даже внутреннему рынку, производителям бытовой и промышленной химии и пр. Таким образом, задачей номер один для России в этой сфере сейчас представляется консолидация усилий всех участников рынка. Ну, а потом, придет время и для здоровой конкуренции – в стране, чье лидерство на мировом рынке метанола уже не будет вызывать сомнений.
Комментарии