Сергей Тихонов
Вице-премьер Александр Новак провел заседание штаба по ситуации на
рынке нефтепродуктов. По итогам была отмечена положительная динамика - снижение
цен на топливо в сегменте мелкого опта.
При этом по сообщениям
источников, на встрече поднимался вопрос о продлении полного запрета на экспорт
бензина до конца февраля 2026 года. Против выступили нефтяные компании.
Окончательное решение принято не было или о нем пока не объявлено официально.
По словам заместителя
председателя комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, компании говорят о
затоваривании внутреннего рынка уже сейчас, как нефтебаз, так и цистерн РЖД.
Доводы компаний - затоваривание приведет к снижению объемов нефтепереработки.
Но Правительство стремится накопить запасы топлива, и минимизировать риск новых
массированных атак БПЛА по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
Правительство считает, что
профицит будет способствовать снижению цен. Ведь по итогам 2025 года цена в
рознице на бензин выросла у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК),
которые обеспечивают весь производственный цикл от добычи нефти и ее
переработки, до продажи готового топлива на своих АЗС, на 9,5%, у независимых -
на 11.5%. И это при официальной инфляции 5,31% (к 8 декабря по Росстату),
уточняет Станкевич.
По мнению зампреда
наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена
экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева,
правительство хоть и продолжает регулировать топливный рынок в "ручном
режиме", но теперь старается действовать на опережение. Да, сейчас цены
падают в опте и снижаются в рознице. Мы находимся в периоде низкого спроса, но
уже в конце зимы он начнет расти. Дизельного топлива мы производим значительно
больше, чем потребляем, а бензина - "на тоненького". Поэтому регулятор
старается принять превентивные меры, считает Гусев.
Как замечает эксперт по
энергетике Кирилл Родионов, регуляторы могут опасаться дефицита на внутреннем
рынке, даже несмотря на частичную стабилизацию выпуска топлива: если в августе
производство нефтепродуктов в России сократилось на 4,2% в сравнении с
предыдущим месяцем, а в сентябре - снизилось на 5%, то в октябре - увеличилось
только на 6,6% (данные Росстата). Риски новых внеплановых ремонтов на НПЗ
по-прежнему в силе, что и подталкивает регуляторов к пролонгации запрета. Тем
более, что исторически профицит на рынке бензина не превышал 15%, тогда как на
рынке дизеля он составлял около 50%.
Полный запрет на экспорт бензина
действует в России с 1 сентября 2025 года и пока до 31 декабря. На этот же
период пришелся самый сильный взлет цен на бензин на АЗС и котировок на бирже.
С декабря, по мере сезонного снижения спроса биржевые котировки опустились до
уровня весны-лета 2025 года, розничные цены немного просели.