Сергей
Тихонов
Биржевые котировки бензина пока остаются
вблизи годовых максимумов, несмотря на начавший действовать с начала августа запрет
на его экспорт. Причем они немного снизились сразу после объявления о решении
возобновить действие запрета. Но в момент вступления его в силу на прошлой
неделе котировки опять стали расти.
Рост биржевых
цен начался с мая, и наиболее сильно подорожал бензин марки АИ-95, котировки
которого вплотную приблизились к значениям топливного кризиса осени прошлого
года. После объявления о возобновлении запрета на экспорт 23 июля биржевые цены
АИ-95 снизились с пика к сегодняшнему дню всего на тысячу рублей, до 74 047
руб. за тонну. То есть продолжают находиться на очень высоком уровне.
Для сравнения,
марка АИ-92 подешевела на 3 тыс. руб., до 54 720 руб. за тонну. По данным
Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), ситуация на
биржевых торгах не уникальна, схоже ведут себя, но с некоторым отставанием по
времени, внебиржевые индексы бензина, то есть цены при прямых оптовых сделках
продавцов и покупателей.
В рознице цены
также растут, но почти укладываются в темпы инфляции и едва ли превысят их,
поскольку за этим строго следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По
последним данным Росстата, марка АИ-92 с начала года подорожала на 5%, а марка
АИ-95 - на 5,2%. Инфляция с начала года к 29 июля - 4,99%. Для крупных
Вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые контролируют всю
производственную цепочку от добычи нефти до реализации бензина на АЗС, проще
будет торговать топливом в минус, переложив затраты на оптовый сегмент продаж,
но не привлекать к себе внимание ФАС.
Август и
сентябрь традиционно самые опасные месяцы для топливного рынка России.
Потребление бензина остается высоким, сезон отпусков еще не закончен, а спрос
на дизельное топливо (ДТ) начинает быстро увеличиваться из-за наступления
сезона сельскохозяйственных работ. Причем после запрета экспорта экономических
рычагов давления на стоимость бензина не осталось, только административное
регулирование.
Впрочем, пока о
действенности запрета судить рано, он только начал действовать и не мог
повлиять на баланс спроса и предложения на рынке, считает заместитель
председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев.
Рынок должен насытиться, а это не происходит в один момент.
Эксперт
отмечает, что сильный рост цен на АИ-95 связан с несоответствием структуры
потребления топлива, где на эту марку приходится доля около 52%, а в больших
городах еще больше, и структуры биржевых продаж, где на его реализацию
приходится лишь треть объемов торгов. Компании сейчас должны реализовывать на
бирже определенные объемы бензина без разбивки на марки, а это неправильно,
уточняет Гусев.
Ранее в СМИ
появилась информация, что запрет на экспорт не действует на АИ-95, поскольку
марка не поставляется за границу, но, по словам Гусева, это утверждение далеко
от истины. Бензин АИ-95 экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье. Другое
дело, что объемы поставок невелики, но у нас в целом экспорт бензина не очень
большой, в отличие от ДТ, поясняет эксперт.
На повышенные
темпы роста цен АИ-95 на бирже также могут влиять особенности выплат нефтяникам
по демпферу, которые компенсируют часть разницы между индикативной ценой
топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он
из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением
от индикативной цены (установленной государством) не более 10% для бензина (64
515 руб. за тонну) и не более 20% - по ДТ (66 000 руб. за тонну). И для бензина
в расчет берется только цена АИ-92, для ДТ - летний сорт.
На АЗС
нефтяникам проще торговать в минус, переложив затраты на оптовый сегмент литр
не тронут
В отличие от
бензина АИ-92 и ДТ, бензин АИ-95 не учитывается в расчетах выплат по демпферу,
говорит эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Поэтому у нефтяников нет стимула
сдерживать рост биржевых цен на этот вид топлива. Пока рост биржевых цен
укладывается в рамки, заданные параметрами демпфера.
По мнению
генерального директора OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, остановить рост цен на
бензин АИ-95 можно только за счет его включения в параметры демпфера. Но здесь
нужен компромисс - например, в виде сокращения топливных акцизов хотя бы на
четверть (акциз на автомобильный бензин 5-го класса с 2025 года будет повышен
до 15 755 руб. за тонну, в 2015 году он был 5530 руб. за тонну). Сейчас 74,9% от
поступлений по акцизам на бензин и дизельное топливо направляется в
региональные бюджеты, а 25,1% - в федеральный бюджет. Соответственно,
федеральную часть акциза можно будет отменить в обмен на включение АИ-95 в
расчеты по демпферу, считает эксперт.
Впрочем, есть
мнение, что биржевые цены на бензин получится сбить запретом на экспорт ДТ.
Его, в отличие от бензина, из России экспортируют много - половину от объемов
производства. Для нефтяных компаний экспортные доходы от поставок ДТ за границу
очень важны. К тому же это может стать профилактикой от подорожания ДТ, которое
ожидают в августе.
По мнению
Гусева, вреда от такого решения будет больше, чем пользы. Цены мы временно,
может быть, и собьем, но лишимся экспортных доходов и ударим по
нефтепереработке. Дизеля мы производим значительно больше, чем потребляем,
поэтому придется снижать ее объемы. Наверное, лучше, чем что-то запрещать,
подумать об увеличении производства АИ-95 и изменении биржевых нормативов,
считает эксперт.
С точки зрения
Терешкина, любые ограничительные меры могут возыметь эффект лишь в том случае,
если они будут дополнены снижением издержек, рост которых является ключевой
причиной роста цен на топливо. Одним из способов может стать снижение тарифов
на перевозку бензина по железной дороге. В 2022 году доходная ставка РЖД
составляла для нефти и нефтепродуктов 948 копеек за 10 тонно-километров, тогда
как для угля - 281 копейку. Из этой разницы де-факто субсидируется угольная
отрасль. Отказ от косвенных субсидий позволит снизить издержки нефтяников,
считает эксперт.