Замглавы ФАС: Чудес на розничном рынке топлива быть не может, к сожалению

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин рассказал в интервью "Интерфаксу" о работе над новым в России инструментом биржевых торгов нефтью, рисках продолжения "налогового маневра" и обнулении экспортной пошлины на нефть, внедрении балансировочного рынка газа и необходимости создания более гибкой инвестиционной программы "Транснефти". - В протоколе Биржевого комитета от 7 февраля сообщается, что ФАС и СПбМТСБ совместно с "Транснефтью" и Банком России готовят предложения по запуску торгов нефтью на внутренний рынок России. В чем суть этих предложений? Почему возникла такая идея? - Биржевой рынок нефтепродуктов в России на сегодняшний день развит достаточно хорошо. Доля биржевых торгов нефтепродуктами составляет порядка 15-20% от общего объема поставок на внутренний рынок. По нефти ситуация иная. Оборот торгов нефтью на внутреннем рынке незначительный. Большую часть объемов добывают вертикально-интегрированные компании, которые поставляют ее на собственные НПЗ. У них нет необходимости торговать нефтью на бирже. Тем не менее, в отрасли работают малые и средние нефтяные компании, которые, в силу разных причин, пока не используют биржевые механизмы торговли нефтью. Мы несколько раз встречались с представителями малых и средних нефтяных компаний, в том числе с "АссоНефтью", а также СПБМТСБ, "Транснефтью" и обсуждали возможности использования в их бизнесе не только системы прямых контрактов, но и такого инструмента, как биржевые торги нефтью. Воспользовавшись им, малые и средние компании смогут продавать нефть, как на внутренний рынок, так и на внешний. Компаниям этот инструмент показался удобным и интересным. Так что работа над этими предложениями продолжается. - О каком объеме торгов может идти речь? - Это не очень большой оборот - суммарно компании, входящие в "АссоНефть" добывают примерно 15 млн. тонн нефти. И из этого объема может быть продана какая-то часть в режиме биржевых торгов с поставками на внутренний рынок или на внешний рынок. - Крупным компаниям может быть интересен этот инструмент? - Крупные нефтяные компании активно участвуют в проекте формирования фьючерсных торгов на экспортную Urals. Некоторые из компаний, такие, как "Зарубежнефть" и "Башнефть" , в настоящее время продают на аукционных торгах площадки СПбМТСБ. Другие компании продают нефть либо на тендерах, либо по прямым контрактам по формуле цены. В целом интерес к этим продажам у крупных нефтяных компаний ограничен вследствие особенностей их организационной структуры. Продажа нефти у вертикально-интегрированных компаний, как правило, осуществляются в пределах группы лиц, либо по давальческой схеме. Хотя есть компании, у которых мощности по добыче нефти и по производству нефтепродуктов не сбалансированы. В таких случаях, нефть закупается на рынке и инструмент биржевых торгов нефтью тоже может быть востребован. - В какой стадии проработки эти предложения? - Как показали совещания, с одной стороны, есть заинтересованность в этом инструменте, а с другой - есть возможности его создания. Поэтому сейчас мы обсуждаем, каким образом это можно было бы реализовать. Обсуждается возможность подготовки соответствующей дорожной карты. - Обсуждалось ли использование этого механизма с трейдерами? - На текущем этапе с трейдерами договариваться рано, они появятся, как только возникает ресурсная обеспеченность. Тогда можно обсуждать вовлечение в эти процессы других игроков. Причем это будут не только трейдеры, но и участники биржевых торгов, как рынка наличного товара, так и производных инструментов. Важно отметить, что развитие инструмента биржевых торгов нефтью имеет целью достройку общей системы, увязывающей систему организованных торгов и внебиржевого рынка, рынка наличного товара и рынка финансовых инструментов, использования в качестве базового актива первичные топливные ресурсы и продукты их переработки, систему управления рисками, перелива капитала и др. Это уже совершенно иное качество бизнеса в России. - Сколько времени может уйти на подготовку и запуск механизма биржевых торгов? - На запуск торгов на новый базовый актив уходит год-два. Выход на параметры ликвидного рынка может потребовать еще 2-3 года. Сроки сокращаются с использованием накопленного опыта по мере расширения линейки продукции. Мы стартовали с нефтепродуктов, далее были СУГи, природный газ, лес, сахар, зерно, удобрения, уголь и другие. Это очень важная работа, появление новой товаропроводящей сети способствует развитию товарных рынков и конкуренции на них. Меньше пока мы преуспели в увязке рынков наличного товара и рынков производных инструментов. Эта работа требует принципиально нового качества работы, нового понимания, новых ресурсов, в том числе временных. И в этом направлении мы сейчас концентрируемся вместе с Банком России - мегарегулятором финансовых рынков. Здесь как никогда раньше высокий уровень взаимодействия и взаимопонимания ведомств. Сейчас обсуждается вопрос создания в рамках Биржевого комитета подкомитета по производным финансовым инструментам. - "Транснефть" недавно получила статус оператора товарных поставок нефтепродуктов. Как на данный момент оцениваете ее работу? - Развитие биржевого рынка требует формирования коммерческой инфраструктуры, а именно разработки и внедрения новых правил игры, появления организаторов торгов, клиринга, трейдеров, брокеров, маркетмейкеров и др. Одним из ключевых элементов коммерческой инфраструктуры является деятельность оператора товарной поставки. "Транснефть" заинтересованно и эффективно работает в рамках этого нового статуса. Раньше это была производственная монополия, которая качала нефть по графику, утвержденному Минэнерго. С получением статуса оператора товарных поставок бизнес компании меняется: он становится современнее, сложнее. Организация современных средств учета, транспорта и хранения позволят обеспечивать, например, поставку нефтепродуктов на вторые сутки, а обсуждается возможность поставки в режиме Т+0. То есть поставка против платежа. Это уже новое качество спотового рынка наличного товара, это и совершенно иные расширенные возможности рынка производных инструментов. Особое значение имеет работа на распределенном базисе продаж. Сейчас торги ведутся на базисе НПЗ, в некоторых случаях на объединенном базисе потребителей. Возможность же отгрузки нефтепродуктов в любой точке системы магистральных нефтепродуктопроводов обеспечивает условия для прямой конкуренции всех нефтяных компаний на едином базисе продаж, расширяет возможности выбора у потребителей - участников биржевых торгов. Похожую схему мы обсуждаем и с "Российскими железными дорогами", СПбМТСБ, операторскими компаниями, грузоотправителями. Пока железнодорожный транспорт проигрывает трубопроводному. Судите сами: при среднем сроке поставки товара 20 дней неритмичность может составлять плюс-минус 20%, и никто не может прогнозировать, когда придет товар. Рынки нефтепродуктов волатильны, цены на них могут динамично меняться, и может возникнуть ситуация, когда товар на бирже продан по одной цене, а при получении цена уже будет совсем другая. В итоге, потери на неэффективном транспорте могут очень существенными. Поэтому мы обсуждаем возможность работы железнодорожного транспорта в режиме конкурентного регулярного грузового сообщения. Топливо, проданное на бирже, может быть вывезено несколькими конкурирующими компаниями, работающими по расписанию на выделенных нитках графика на железнодорожной инфраструктуре. Цены на услуги по перевозке, на услуги по предоставлению подвижного состава могут быть определены в рамках организованных торгов. Регулярно публикуемые по результатам этих торгов котировки сделают ситуацию на рынке прогнозируемой и управляемой по всей цепочке продаж и логистики, в том числе и во внебиржевом сегменте. - Готовы ли РЖД так быстро переориентироваться? - У компании есть определенные достижения в реформах в различных сегментах ее деятельности, и в пассажирском, и в грузовом. Скажем, при деятельном участии антимонопольного органа пассажирский транспорт прошел путь перехода на гибкое регулирование перевозок в плацкартных вагонах, поэтапного дерегулирования цен в поездках в купе и в фирменных поездах. В дерегулированном сегменте была внедрена система динамического ценообразования, позволившая последние годы (с 2013 по настоящее время) ежегодно прирастать в объемах отправления пассажиров. Появление "Сапсанов" и "Ласточек", электропоездов повышенной комфортности не было бы возможным без институциональных реформ в сфере тарифного регулирования. Аналогично, благодаря совместной работе железнодорожников с антимонопольщиками в ходе реструктуризации был сформирован конкурентных сегмент операторов грузового подвижного состава, позволивший инвестировать в приобретение 300 тыс. новых вагонов. Хорошую технологическую основу для развития системы организованных торгов на железнодорожном транспорте дает высокоэффективная система централизованного диспетчерского управления, работающая в режиме реального времени. Центр фирменного транспортного обслуживания может быть хорошим базисом для движения в направлении создания коммерческого оператора в сфере железнодорожных перевозок. Соответственно, с одной стороны есть все предпосылки, а с другой стороны, на наш взгляд, у РЖД нет выбора. Если компании не удастся переориентироваться и изменить свой бизнес, нефтяные компании будут все больше и больше пользоваться трубопроводным транспортом, автомобильным транспортом, у которого постоянно растет "плечо конкурентоспособности". Если не идти в ногу со временем, то можно оказаться на обочине экономического развития. Наши предложения и инициативы имеют нормативное закрепление. Указ президента об основных направлениях государственной антимонопольной политики на 2018-2020 годы обязывает нас всех двигаться в направлении создания организаций и механизмов коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте. Результат работы зависит не только от РЖД, но и от объединения усилий всех участников рынка (операторов, грузоотправителей и др.) в рамках Совета рынка в сфере железнодорожных перевозок. Это еще одна высказанная много лет назад инициатива ФАС, поддержанная президентом. - Согласно информации ФАС, в топливном ценообразовании 65% приходится на налоги. Считаете ли вы, что стоит пересмотреть ситуацию в этом секторе с целью снижения налоговой составляющей, что позволило бы компаниям получать больше прибыли? - Есть несколько факторов, которые влияют на динамику цен на нефтепродукты: это конъюнктура внешнего рынка, сезонные факторы, общее состояние экономики, от которого зависят инфляция, спрос. Налоги в ряду этих факторов являются одним из наиболее значимых. Механизмы установления и изменения и уровни НДПИ, акцизов и пошлин предопределяют динамику и уровни текущих цен. Но их изменения кроме влияния на текущую ситуацию, определяют еще и перспективы развития и инвестиций в отрасли. Наглядным является влияние акцизов, вклад которых в конечную цену нефтепродуктов за последние годы повысился с 10% до 30-35%. Менялась и регулирующая роль акцизов. Еще пять лет назад на рынке преобладало бесклассовое топливо, сейчас в обороте только топливо пятого класса экологичности. Наряду с административным вниманием, которое ФАС вместе с Ростехнадзором и Ростехрегулированием уделяли в рамках четырехсторонних соглашений с ВИНК, существовали стимулы для модернизации НПЗ в виде дифференцированных акцизов на бензины и дизельное. Чем выше класс топлива, тем ниже акциз, тем больше инвестиционные возможности компаний и тем больше налогов собиралось на закупках оборудования и СМР. Но затем, вместо обещанных 7000 руб/т на топливо 5-го класса, установили акциз в 11000 руб/т! В результате какие-либо стимулы для модернизации НПЗ были отменены, более того, этот сектор вместо прогнозируемой в рамках "налогового маневра" прибыльности, стал убыточным.
Комментарии
Конфереция