США в декабре отправят в Азию около 20 супертанкеров с нефтью, сообщило агентство Bloomberg. Исходя из мощности каждого танкера (VLCC) 2 млн баррелей, максимальный объем погрузки составляет 40 млн баррелей нефти.
Азиатско-Тихоокеанский регион быстрее остального мира оправился от пандемии и начинает восстанавливать производство. Уникальность этой ситуации в том, что речь идет именно о масштабных поставках сырой нефти, а не нефтепродуктов, которые обычно закупает Азия в больших объемах, отмечают опрошенные "Прайм" эксперты.
Независимые нефтеперерабатывающие предприятия Китая увеличили закупки сырья после получения новых импортных квот на 2021 год. Растет спрос на нефть и в Индии — местные переработчики стремительно наращивают объемы производства, а объемы потребления нефтепродуктов выходят на докоронавирусный уровень.
Все это происходит на фоне закрытия американских НПЗ, которые не приносят дохода из-за низкой стоимости нефти и снижающегося потребления топлива. Уже в течение ближайших двух лет Китай может стать лидером мировой нефтепереработки, обогнав США, которые занимали первое место на протяжении последних 170 лет, уверены аналитики.
В конце 2021 года будут запущены два новых китайских нефтеперерабатывающих проекта, изначально ожидавшихся в 2023 году. Также в Поднебесной началось строительство еще четырех НПЗ.
За период с 2000 года мощности по производству нефтепродуктов в КНР выросли в три раза. Объем переработки нефти в Китае может увеличиться с 17,5 млн баррелей в сутки в конце 2020 года до 20 млн баррелей в сутки (1 млрд т/год) к 2025 году, прогнозирует управляющий директор ИК "Универ Капитал" Артем Лютик.
ЗАРАБОТАТЬ ПО-БЫСТРОМУ
Введенные ограничения добычи странами ОПЕК+ из-за переизбытка нефти в мире создают определенный дефицит нефти — ее не хватает для удовлетворения растущих потребностей в Азии.
В настоящий момент участники соглашения сокращают добычу на 7,7 млн баррелей в сутки. С 1 января 2021 года планировалось ослабить сокращения до 5,7 млн баррелей в сутки, однако вторая волна COVID-19 изменила баланс на рынке. Теперь министры ОПЕК+ ищут альтернативные варианты поддержания нефтяного спроса и предложения. Штаты не участвуют в сделке ОПЕК, они пользуются ситуацией и пытаются заработать на этом, считают эксперты.
Из портов Мексиканского залива в Азию в сентябре было поставлено 37 млн баррелей, в октябре — 45 млн баррелей, в ноябре — 30 млн баррелей, отметил старший аналитик по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, добавив, что армада из 20 танкеров, вместимость которой равно 40 млн баррелей, не может быть подтверждением резкого увеличения экспорта в Азию в декабре.
"На объемах поставок из США в Китай сказалось то, что страны в прошлом году подписали первую фазу торгового соглашения, согласно которой Поднебесная взяла на себя обязательства увеличить кратно закупки энергоресурсов из Штатов", — объясняет Лютик.
По расчетам Кокина на основе данных EIA, поставки нефти крупным потребителям в Азии из США составили 1,2 млн баррелей в сутки в 2019 году, около 1,4 млн баррелей в сутки в первом полугодии и в третьем квартале 2020 года. "Если в марте-мае китайские НПЗ пользовались низкой ценой нефти для накопления запасов, то с лета 2020 года рост экспорта был обусловлен восстановлением переработки и потребления в Китае", — считает Кокин.
Таким образом, США пытаются нарастить долю на китайском рынке нефти — он остается одним из немногих растущих на данный момент. При этом Вашингтон продолжает считать Пекин своим соперником в торговой сфере, а Джо Байден, который, по предварительным данным, выиграл президентские выборы в США, заявил, что не намерен сразу после прихода к власти отменять введенные при действующем президенте Дональде Трампе пошлины.
Между США и КНР немало расхождений и по политическим вопросам, а в последние месяцы отношения двух стран накалены по целому ряду причин. Среди них ситуация в Гонконге, ситуация с правами национальных меньшинств в КНР, пандемия коронавируса, отказ КНР принять участие в переговорах по контролю над вооружениями. По всем этим проблемам у Вашингтона есть серьезные претензии к Пекину. Однако это не мешает американскому бизнесу поставлять нефть сопернику, которому Белый дом грозит санкциями.
ЛИДЕРСТВО ЗА РОССИЕЙ
При этом наблюдающийся сейчас рост экспорта в КНР не дает США возможности попасть в список главных поставщиков нефти в Китай, хоть они и пытаются это сделать. В этом году на некоторое время Саудовская Аравия была первой в этом списке благодаря снижению цен для азиатских покупателей. Но Россия уже компенсирует отставание и рассчитывает сохранить звание лидера за собой. Так, в январе-ноябре Саудовская Аравия поставляла в Китай 1,6-1,7 миллиона баррелей нефти в сутки, Россия — около 1,7 миллиона баррелей, Ирак — 1,2 миллиона баррелей.
"У России наиболее выгодное положение с точки зрения экспорта нефти в Китай: транспортировка нефти посредством нефтепроводов дешевле танкерной, кроме того, CNPC и Sinopec являются акционерами ряда нефтегазовых проектов в России: Удмуртнефть, Сибур, Ямал СПГ, Ванкорнефть, что также обеспечивает долгосрочный характер поставок", — объясняет президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Викентьевич Манкевич.
Таким образом, Россия продолжит конкурентную борьбу за азиатский рынок нефти с Саудовской Аравией, у которой тоже есть свои экономические проекты с Поднебесной, но США в глобальном смысле им не соперник, резюмируют эксперты.
ЧТО УГРОЖАЕТ ЦЕНАМ НА НЕФТЬ
Рост поставок США — это лишь рост предложения, а цена зависит от динамики спроса. Пока рост спроса будет наблюдаться в Китае, нефтяным ценам ничего не угрожает, считает Манкевич.
"Сейчас увеличение спроса в АТР компенсируется падением на европейском рынке. Для глобального рынка важнее баланс мирового спроса и предложения, но пока прогнозируется, что на докризисный уровень потребление не выйдет до конца 2021 года. Спрос на сырье будет оставаться ниже уровня 2019 года на 8-9% (около 9 млн баррелей в сутки)", — объясняет Лютик.
Однако опережающий рост предложения может привести к некоторой коррекции на нефтяном рынке, заключили эксперты.
МОСКВА - ПРАЙМ