Сергей Тихонов
Экспорт бензина из России могут разрешить на два месяца, с 1 декабря
этого года до 31 января 2025 года. Такие данные приводит газета
"Коммерсант" со ссылкой на источники. Опрошенные "Российской
газетой" эксперты считают, что указанный период для разрешения экспорта
наиболее оптимален и не нанесет вреда внутреннему рынку. В минэнерго запрос "РГ"
комментировать отказались.
По мнению заместителя
председателя комитета по энергетике Государственной Думы Юрия Станкевича,
разрешение экспорта - позитивный сигнал, который свидетельствует о насыщенности
внутреннего рынка и необходимости направить невостребованные в России объёмы
бензина зарубежным покупателям.
С одной стороны, новогодние
праздники - период самого низкого спроса на бензин в нашей стране. С другой
стороны, запрет на экспорт бензина из России был возобновлен с августа -
достаточный срок, чтобы насытить внутренний. Не случайно несколько недель назад
вице-премьер Александр Новак говорил, что есть сообщения о затоваривании
внутреннего рынка бензином.
На экспорт уходит всего 10-15% от
всего производства бензина в стране, но некоторые нефтеперерабатывающие заводы
(НПЗ) изначально заточены на поставки топлива за границу. Для них запрет
экспорта бензина оказался наиболее болезненным.
Станкевич отмечает, что
политическая и экономическая обстановка требуют оперативных решений, этим и
обусловлен ограниченный срок действия "экспортного окна".
Правительство в любой момент может его пересмотреть в сторону продления или
сокращения, длительных согласительных процедур для этого не требуется.
С точки зрения генерального
директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина,
разрешение на экспорт бензина на столь непродолжительный срок - результат
компромисса: регулятор не мог излишне долго удерживать экспортные ограничения.
Поэтому запрет снимается, но нефтяники получают сигнал: "Ребята, я вас
отпускаю на перемену, но ведите себя хорошо, иначе вас снова запрут в
комнате".
При этом, как замечает
заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный
партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий
Гусев, в России нет официальных документов закрепляющих приоритет поставок
топлива на внутренний рынок. По этому поводу есть только заявления Президента.
Соответственно, для любой компании, единственный приоритет, который прописан в
уставе и в федеральном законе об акционерных обществах - это получение прибыли.
И в этом случае запрет на экспорт выглядит достаточно странно. Это подрывает в
глазах иностранных покупателей репутацию российских компаний, как надежных
поставщиков.
Что касается ожидаемого
разрешения, Гусев считает, что с большой долей вероятности разрешение на
экспорт будет дано не только на декабрь-январь, но окажется продлено до конца
марта, до начала роста спроса на бензин на внутреннем рынке.
По его мнению, снятие запрета
никак не отразится на оптовых или розничных ценах на топливо в России. У нас
розница почти не зависит от опта, а рост цен ограничен инфляцией. А на оптовые
цены влияет все что угодно (проблемы с логистикой, задержки транспорта, погода,
новости), только не какие-то фундаментальные факторы. Спрос же и предложение на
бирже слабо отражает соотношение реального спроса и предложения на внутреннем
рынке, уточняет эксперт.