Конфереция

Влияние цифровых сервисов на деятельность АЗС: вопросы антимонопольного регулирования – Заключение по итогам заседания секции Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике

С мая 2022 года продолжается активное обсуждение влияния цифровых сервисов дистанционного обслуживания автомобилистов на АЗС на маржинальность реализации нефтепродуктов и, в конечном итоге, на розничное ценообразование. Толчком к обсуждению данной проблемы послужило намерение сервиса Яндекс Заправки поднять тариф за использование сервиса сетями АЗС более чем на 50%, с 2,39% до 3,59 % от стоимости каждой транзакции.

 
Информационное агентство «АИ-92» публикует Заключение по итогам расширенного заседания секции по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей ТЭК и обеспечения конкурентного ценообразования на энергоресурсы Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике, состоявшегося 1 июля 2022 года на тему: «Влияние цифровых сервисов на деятельность АЗС: вопросы антимонопольного регулирования».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 14

по итогам расширенного заседания Секции по вопросам
антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля
за деятельностью отраслей ТЭК и обеспечения конкурентного
ценообразования на энергоресурсы Экспертного совета при Комитете
Государственной Думы по энергетике (далее по тексту Секции)
Тема: «Влияние цифровых сервисов на деятельность АЗС: вопросы
антимонопольного регулирования»


1 июля 2022 года                                                                                                                                                              Видеоконференция


Приняли участие: 41 участник


Председательствовал: Селезнев В.С. - Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, руководитель Секции.


ПОВЕСТКА ДНЯ:


1. Позиция Министерства энергетики Российской Федерации.
Кабаков Роман Игоревич - Заместитель директора Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики Российской Федерации


2. Позиция ФАС России.
Голуб Александр Иванович - Заместитель начальника Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС России
Заева Елена Александровна - Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России


3. Позиция ПАО «Сургутнефтегаз».
Киселев Николай Викторович - Заместитель генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз»


4. Позиция Союза «Независимый топливный союз».
Баженов Павел Александрович - Президент Союза «Независимый топливный союз»
Баженов Григорий Александрович - Руководитель Аналитического центра Союза «Независимый топливный союз»


5. Позиция Национального автомобильного союза.
Шапарин Антон Владимирович - Вице-президент Национального автомобильного союза


6. Аркуша Евгений Александрович - Президент Российского топливного союза


7. Тихомиров Николай Алексеевич - Начальник Департамента координации НПО ПАО «Лукойл»


8. Тортев Дмитрий Геннадьевич - Член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по конкуренции ГД ФС РФ


9. Тенишев Андрей Петрович - Заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности РАНХиГС


Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание сдерживанию роста цен на топлива на розничных рынках. Для этого был введен демпфирующий механизм, который защищает стоимость топлива от скачков и позволяет удерживать рост цен в пределах инфляции.

Однако в настоящее время на стоимость топлива влияет не только его оптовая цена, но и другие факторы. С развитием цифровой экономики все сложнее становится игнорировать влияние цифровых сервисов на рынок топлив.

Участники расширенного заседания №14 Секции – представители федеральных органов исполнительной власти, компаний ТЭК и IT, аналитического сектора, общественных организаций, объединений энергетической отрасли, научных институтов и др., обсудив вопросы влияния цифровых сервисов на деятельность АЗС, подготовив и представив рекомендации по итогам заседания Секции, отметили следующее:

Представителем Министерства энергетики Российской Федерации отмечено, что субъекты рынка АЗС не обращались к Министерству с жалобами о негативном влиянии комиссий дополнительных цифровых сервисов на деятельность и маржинальность АЗС.

Представителем ФАС России отмечено, что у ФАС нет оснований полагать, что цифровые сервисы вытесняют прочие способы оплаты либо понуждают владельцев АЗС заключать договора на предоставление своих услуг. Таким образом, в настоящий момент ФАС России не усматривает признаков нарушений антимонопольного законодательства.

Представителем сервиса «Яндекс Заправки» отмечено, что «Яндекс Заправки» - один из цифровых сервисов наряду с аналогичными агрегаторами, такими как Benzuber, Fuel Up, B Pay, 2ГИС, Тинькофф банк и собственными приложениями сетей АЗС: Газпромнефть, АЗС GO, Турбо, Лукойл, МКБ. Бесконтактная оплата через «Яндекс Заправки» доступна водителям наряду со всеми остальными способами оплаты топлива (оплата наличными/банковской картой на кассе; СБП; топливные карты; QR код). Решение о взаимодействии с любым сторонним цифровым сервисом или развитии своего собственного принимается самостоятельно каждой отдельной сетью АЗС, это исключительно вопрос коммерческих отношений хозяйствующих субъектов. Исходя из экспертных оценок объемов топливного рынка в России и статистики пролива через «Яндекс Заправки», доля этого цифрового сервиса на рынке автомобильного топлива - не более 3%. «Яндекс Заправки» - это в первую очередь маркетинговый инструмент. Некорректно сравнивать процент комиссии любого цифрового сервиса и комиссии способа оплаты (эквайринг, СБП), т.к. в комиссию цифрового сервиса заложены, в основном, механизмы привлечения аудитории. В свою очередь, «Яндекс Заправки» не только предоставляют еще один способ оплаты топлива на АЗС, но и оказывают многие другие услуги:


— маркетинговое продвижение;


— возможность встраивания готового решения бесконтактной оплаты в любое собственное приложение АЗС;


— использование программы лояльности «Яндекс» (баллы Плюс), как при наличии собственной программы лояльности у АЗС, так и при ее отсутствии;


— страхование автомобилиста;


— личный кабинет партнера (статистика и аналитика).


При этом важно подчеркнуть, что АЗС несет расходы по оплате комиссии только в случае фактического заказа через «Яндекс Заправки». Таким образом, нет экономических обоснований считать, что комиссия цифрового сервиса может каким-либо образом влиять на рост конечной стоимости топлива для потребителя. В Сервисах «Яндекс Карты» и «Яндекс Навигатор» отображаются все АЗС России, независимо от их статуса подключения к «Яндекс Заправкам», каждый пользователь может найти в картографических сервисах «Яндекса» любую АЗС и построить до нее маршрут. Размещение всех АЗС в «Яндекс Картах» и «Яндекс Навигаторе» происходит автоматически и бесплатно в рамках регулярной актуализации контента. Сервисы «Яндекса» соблюдают Базовые принципы взаимодействия цифровых платформ, разработанные «Яндексом» и другими игроками рынка совместно с ФАС.

Представителем Независимого топливного союза отмечено, что в настоящее время через цифровые сервисы дистанционной оплаты топлив производится оплата не более 5% топлив от совокупного объема продаж на подключенных к цифровым сервисам АЗС. По мнению Союза, повышение комиссии не влечет за собой негативного влияния на розничную стоимость топлив, предпосылок к повышению цен цифровыми сервисами не создается.

Представителем Российского топливного союза отмечено, что в составе конечной розничной стоимости топлива чистая прибыль АЗС обычно колеблется в диапазоне от 3% до 5%. В прошлом году убытки составили до 10 млн рублей на каждую АЗС, в этом году ситуация прямо противоположная. Применение цифровых сервисов лежит в плоскости коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и, в текущей ситуации на топливном рынке, никакого влияния на конечную стоимость топлив не оказывает. Но любое увеличение комиссии (процентов) является фактором, влияющим на рост цен, и при ухудшении ситуации на топливном рынке указанный фактор может сказаться. 

Необходимо также отметить, что указанные цифровые сервисы являются сервисом для автомобилистов, хотя услуги по их предоставлению оплачивает АЗС, но АЗС при этом теряет возможность предоставления сопутствующих услуг, маржинальность которых существенно выше маржинальности продажи топлива. 

Сервис «Яндекс Заправки» предоставляет свои услуги через экосистемы «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты». Возможно здесь есть место предоставления преимуществ перед другими участниками топливного рынка в связи с отсутствием у них возможности предлагать услуги своих подобных сервисов через данные экосистемы с многомилионной клиентской аудиторией. 

Также отмечена проблема ценообразования в сегменте банковского эквайринга для предприятий розничной реализации нефтепродуктов. В настоящее время эквайринг в России по стоимости в 3-4 раза превосходит общеевропейские показатели. 

Внесено предложение создать межведомственную рабочую группу, посвященную деятельности товарного рынка цифровых сервисов и экосистем, предоставляющих услуги автомобилистам по поиску АЗС и оплате услуг на АЗС, в целях оценки данного рынка и мониторинга необходимости принятия мер антимонопольного регулирования для исключения злоупотребления доминирующим положением или незаконной координации деятельности хозяйствующих субъектов, влияющих, в том числе, на ценообразование на топливном рынке.

Представителем Национального автомобильного союза отмечено, что «Яндекс Заправки» - это комплексный маркетинговый инструмент, который берет комиссию не за транзакцию, а за совершенную с его помощью продажу. В этой связи, сравнивать комиссию цифрового сервиса с комиссиями других платежных инструментов не представляется целесообразным.

Представителем ПАО «ЛУКОЙЛ» отмечено, что компания активно развивает собственные цифровые сервисы, пользующиеся растущим спросом покупателей, масштабируя соответствующие IT-решения на всю сеть из более 2 тысяч АЗС в РФ, при этом издержки на разработку и поддержку IT-решений не влияют на конечную стоимость топлив на АЗС ПАО «ЛУКОЙЛ». Действующая функциональность мобильного приложения ЛУКОЙЛ предусматривает возможность заправки на АЗС без необходимости оплаты на кассе. В части дополнительных цифровых сервисов отмечено, что коммерческая и ценовая политика сервисов-агрегаторов состоит в расширении клиентской базы, которая со временем становится от данных агрегаторов зависимой. По мнению ПАО «ЛУКОЙЛ», в настоящее время целесообразность возникновения избыточных расходов, связанных с оплатой комиссии за оказание посреднических услуг «Яндекс Заправки», отсутствует.

Представителем ПАО «Татнефть» отмечено, что в группе компаний «Татнефть» используются различные цифровые сервисы, направленные на обслуживание клиентов, сопровождение производственных процессов и учетных функций. При этом их стоимость значительно варьируется. Например, цифровой сервис «1С», который обеспечивает жизнедеятельность всего предприятия стоит 0,04% по отношению к литру реализованного топлива. Система быстрых платежей (СБП) - 0,4%.

На рынке топлива развивается целый ряд цифровых сервисов по безоператорной оплате топлива, включая «Яндекс Заправки». Величина платы за пользование сервисом составляет 3,49% за нефтепродукты и 4,99% за СУГ (с учетом эквайринга). При этом цена на топливо для розничного потребителя ограничена государством, а цена цифровых сервисов для сетей АЗС ограничений не имеет.


По мнению ПАО «Татнефть», существуют значительные риски дальнейшего роста уровня цен за пользование цифровых сервисов по безоператорной оплате топлива по мере их развития. К сервису «Яндекс Заправки» уже подключено свыше 8,5 тысяч АЗС по всей России. При этом «Яндекс» помимо сервиса для заправки автомобилей владеет популярной поисковой системой и картографическими сервисами «Яндекс Карты», «Яндекс Навигатор» и др.


На основании вышеизложенного, по мнению ПАО «Татнефть» целесообразно инициировать процедуру признания доминирующего положения на рынке цифрового сервиса «Яндекс Заправки» и поручить оценку объективности цен за услуги всех существующих на рынке продажи топлива цифровых сервисов по безоператорной оплате топлива.

Внесено предложение принять следующие ориентиры рыночной стоимости их услуг:


1. Центральный банк ограничил банкам размер эквайринговых комиссий для отраслей, продающих социально значимые товары на уровне, не превышающем 1%. В связи с вышеизложенным целесообразно ограничить размер эквайринговых комиссий сервисов по безоператорной оплате топлива на утвержденном Центральным банком уровне в 1%.


2. Стоимость цифрового сервиса по безналичной оплате товаров и услуг - Системе быстрых платежей (СБП) составляет 0,4%. В связи с тем, что цифровые сервисы СБП и все существующие на рынке продажи топлива цифровые сервисы имеют схожие цели по упрощению процессов оплаты для клиентов, а также не создают дополнительной стоимости для отрасли, инициировать проработку ограничений стоимости услуг цифровых сервисов по безналичной оплате топлива на уровне, не превышающем 0,4% (текущий размер скидки для «Яндекса» составляет от 1,5% до 3%).

Представителем ГК «Вела Рус» внесены следующие предложения:


1. Предложить ФАС России определить влияние скидки, предоставляемой сетевыми и независимыми АЗС по условиям договора с сервисом «Яндекс Заправки», на изменение розничной цены, устанавливаемой АЗС за единицу отпуска топлива и корреляцию динамики розничной цены с изменением расходования средств бюджета соответствующего уровня при закупке ГСМ по Закону о контрактной системе (44-ФЗ) по формуле цены контракта (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).


2. Предложить ФАС России провести проверку на предмет злоупотребления доминирующим положением или незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов сервисом «Яндекс Заправки» на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о заправочных станциях и оплаты услуг АЗС, с учетом географических границ этого товарного рынка.


РЕШИЛИ:


1. Отметить, что в настоящее время цифровые сервисы по безоператорной оплате топлив не оказывают существенного влияния на конечную розничную стоимость топлив.

2. Отметить недопустимость влияния дополнительных цифровых сервисов на конечную розничную стоимость топлив в дальнейшем.

3. Отметить целесообразность введения мониторинга ФАС России товарного рынка цифровых сервисов и экосистем, предоставляющих услуги автомобилистам по поиску АЗС и оплате услуг на АЗС в целях исключения злоупотребления доминирующим положением или незаконной координации деятельности хозяйствующих субъектов и своевременного принятия мер антимонопольного регулирования (в случае выявления такой необходимости в ходе мониторинга).

4. Обратиться к ФАС России с предложением провести проверку на предмет злоупотребления доминирующим положением или незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов сервисом «Яндекс Заправки» на рынке предоставления услуг информации о АЗС и оплаты услуг АЗС, в случае выявления ФАС России такой необходимости.

5. Отметить существование проблемы высокой стоимости услуг в сегменте банковского эквайринга для предприятий розничной реализации нефтепродуктов.

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, руководитель Секции

                                                                                                                                                                       В.С. Селезнев

Комментарии