Правительство усиливает меры стимулирования создания зарядной
инфраструктуры для электромобилей. Инвесторы смогут получить дополнительную поддержку
от государства. Власти решили поддержать затратный этап присоединения к
электросетям и увеличить субсидии на это до 60% от затрат.
Стимул для инвесторов
Инвесторы, занимающиеся созданием
зарядной инфраструктуры для электромобилей, смогут получить дополнительную
поддержку от государства. В госпрограмму «Развитие энергетики» внесены
необходимые для этого поправки. Постановление Правительства о внесении
изменений от 29 июня 2024 г. №886 опубликовано на сайте government.ru.
Суть изменений заключается в
увеличении поддержки на этапе присоединения к электросетям, который является
затратным этапом таких проектов, как говорится в сообщении властей.
Размер субсидии на
технологическое присоединение зарядок к электросетям может достигать теперь 60%
затрат на реализацию указанного этапа проекта, но не более 900 тыс. руб. По
более ранней версии документа госпомощь не могла превышать 30%. Максимально
возможная сумма субсидии осталась на прежнем уровне.
«Дорожная карта» для электромобилей
Создание инфраструктуры для
электромобилей предусмотрено утвержденной Правительством «дорожной картой» по
развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта,
указано на правительственном сайте. «Дорожная карта» предполагает, что к 2030
г. доля выпускаемых электромобилей в общем объеме производства транспортных
средств достигнет 10%.
К этому времени в России должно
быть запущено не менее 72 тыс. зарядных станций. Пилотный проект по созданию
зарядной инфраструктуры для электромобилей стартовал в 2022 г. В 2024 г. в нем
участвует 65 регионов страны.
Концепцию по развитию
электротранспорта в августе 2021 г. разработали и приняли Минэкономразвития,
Минпромторг и Минэнерго. В 2022 г. в России планировалось ввести в эксплуатацию
около 1,2 тыс. медленных и 528 быстрых ЭЗС, а в 2023 г. около 2,2 тыс.
медленных и 970 быстрых зарядок.
Для сравнения — по данным
Российского топливного союза, которые приводили «Ведомости», в марте 2023 г.
всего автозаправочных станций в стране действовало порядка 23 –24 тыс.
Зарядок не хватает
По данным «Автостат», на апрель
2024 г. количество быстрых ЭЗС в России составило порядка 1,15 тыс. единиц.
Практически все они введены в эксплуатацию в рамках реализуемой правительством
инициативы «Электромобиль и водородный автомобиль» и специальной программы
субсидирования, действующей с 2022 г.
Инвесторы осторожно подходят к
реализации таких проектов. По оценкам экспертов, зарядная инфраструктура
начинает окупаться, когда доля электромобилей достигает 3 – 5% от общего автопарка.
Препятствиям являются также нехватка мощностей и земельный фактор. Удобнее
всего, чтобы станция находилась на паркинге или во дворе рядом с домом. Но
сейчас установку ЭЗС в таких местах требуется согласовывать на собраниях
собственников жилья и с энергоснабжающей организацией (РСО).
В июле 2023 г. агентство писало,
что что на каждую зарядную станцию в России приходится около семи
электромобилей. За два года до этого показатель составлял 13 штук. Если
сравнивать с другими странами, показатель этот и сейчас не высокий. Например, в
Китае на одну зарядную станцию приходится 4,5 электромобиля, а в Турции – около
трех.