Конфереция

Власти рассмотрят вопрос снижения стоимости эквайринга для АЗС

Регуляторы вслед за предложениями об изменении параметров демпферного механизма на топливо вынесли на обсуждение идею снижения стоимости услуг эквайринга. Об этом говорится в проекте доклада Минэнерго «О ситуации на рынке нефтепродуктов» на имя председателя правительства Михаила Мишустина, который имеется в распоряжении редакции «Известий».

Такие меры, по мнению чиновников, позволят снизить операционные издержки бизнеса и улучшат показатели чистой прибыли.

«Центральным банком совместно с платежными системами прорабатывается вопрос снижения стоимости услуг эквайринга на АЗС для снижения операционных издержек бизнеса и улучшения показателя чистой прибыли», — говорится в документе.

Как заявили «Известиям» в Минэнерго, ведомство «в настоящий момент инициирует рассмотрение профильными ведомствами вопроса возможности снижения стоимости эквайринга для сетей АЗС. По имеющимся оценкам, каждые 0,5% в комиссии эквайринга от общей суммы платежа эквивалентно 10 копейкам в конечной стоимости литра топлива на автозаправках. В целом министерство ведет системную работу по поддержке экономики заправки топливом, отметили там.

По словам доцента Финансового университета при правительстве России Валерия Андрианова, сейчас ставка эквайринга для АЗС в РФ традиционно достаточно велика и достигает 1,5%.


«Программа-минимум для компаний отрасли — добиться ее снижения хотя бы до уровня, который действует для предприятий общественного питания — 0,9%. Программа-максимум (вряд ли выполнимая) — снизить тарифы до среднеевропейского уровня в 0,3–0,4%», — сказал он.

Однако, как заявили «Известиям» в пресс-службе Центробанка, снизить издержки бизнеса, в частности на эквайринг, позволяет Система быстрых платежей (СБП).

«Уже сегодня АЗС могут принимать оплату за свои услуги таким способом. Банковские комиссии в этом случае для них не превышают 0,4% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей за платеж). Это значительно ниже эквайринговых ставок, в среднем более чем в четыре раза», — рассказали в ЦБ.

В пресс-службе регулятора отметили, что оплата возможна с использованием разных сценариев, включая «в один клик», в том числе и в мобильных приложениях продавцов. Таким образом, топливные компании смогут наладить оплату через СБП «максимально удобно для клиентов», подчеркнули там.

«Этот функционал уже реализован отдельными крупными сетевыми топливными компаниями, и мы видим устойчивый рост операций в этом сегменте. В целом возможность оплаты товаров и услуг через СБП предоставляют уже более 70 банков, включая все системно значимые. Популярность этого вида оплаты растет. Так, количество и объем С2В-платежей в III квартале выросли в четыре-пять раз по сравнению с началом года», — заключили в пресс-службе.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, на сегодняшний день стоимость услуги эквайринга составляет до 1,7%.

«Наше предложение было снизить стоимость до 1–0,9%», — сказал Аркуша.

Он добавил, что на сегодняшний момент почти 70 копеек в стоимости литра бензина — это эквайринг. При этом на хранение и логистику уходит 50 копеек.

«Если бы снизили до 25–30 копеек, было бы хорошо», — отметил он.

В целом в Минэнерго обеспокоились судьбой владельцев автозаправочного бизнеса в виду того, что с января 2022 года будут проиндексированы акцизы на топливо. Как отмечается в проекте доклада, «в рамках реализации политики налогового маневра в нефтяной отрасли с начала 2022 года вывозная таможенная пошлина на нефть уменьшится на одну шестую часть и снизятся вывозные таможенные пошлины на все нефтепродукты соответственно, так как они рассчитываются от пошлины на нефть». Вместе с этим, согласно Налоговому кодексу РФ, проиндексируют на 4% ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Также увеличат индикативные уровни оптовых цен в формуле «демпфера» на автомобильный бензин и дизтопливо, что снизит компенсационные выплаты «демпфера» нефтеперерабатывающим заводам, указывается в документе.

Вследствие такой комбинации, отмечают авторы доклада, существует «риск одномоментного увеличения розничной цены на автомобильный бензин при переходе в 2022 год, который может составить более 2 рублей за литр (рост на 4% к текущему среднему уровню цен)». Авторы документа подчеркнули, что этого «допустить нельзя».

По их мнению, обеспечить нормальную топливную маржу независимой розницы при недопущении роста розничных цен на автобензин и дизтопливо выше прогнозных значений инфляции «можно за счет корректировки параметров «демпфера», а именно за счет снижения индикативного уровня оптовой цены, а также за счет увеличения уровня компенсации в формуле «демпфера». Дополнительно такие корректировки параметров «демпфера» позволят ограничить сверхдоходы НПЗ в сценарии низких мировых цен на нефть и смогут обеспечить дополнительные доходы бюджета, отмечают они.

В частности, для нивелирования риска резкого повышения розничных цен на моторное топливо в 2022 году предлагается рассмотреть следующий вариант: сохранить темп индексации индикативных уровней оптовых цен на автомобильный бензин и дизтопливо для расчета «демпфера» в следующем году на уровне 3% от текущих значений индикативных уровней оптовых цен в 2021 году. Помимо этого, предлагается увеличить для НПЗ уровень компенсации части разницы между ценой экспортного паритета и индикативным уровнем оптовой цены на автобензин с 68% до 90%.

По оценкам Минэнерго, совокупный экономический эффект для всех нефтяных компаний, владеющих НПЗ, является положительным, а выпадающие доходы бюджета при цене нефти на уровне $80 могут составить 123 млрд рублей в год.

Как писали «Известия» 10 декабря, индексация акцизов на топливо в 2022 году может привести к росту цен на бензин на 4%. Для предотвращения такого сценария Минэнерго предложил скорректировать параметры демпферного механизма. Эксперты говорили, что реализация этих изменений увеличит выплаты нефтяным компаниям, у которых при этом не появится дополнительных обязательств перед российскими потребителями и независимыми сетями АЗС.

Комментарии