02.03.2016 14:29
Комментарии: 0
Просмотры: 1423
Владимир Путин получил формальное согласие российских нефтяников на заморозку добычи на уровне января. Выполнить это будет несложно: ни Минэнерго, ни эксперты и до этого не ожидали роста в 2016 году, а новые вводы компенсируются сокращением добычи на старых месторождениях. В ответ отрасль попросила президента сохранить нынешнюю налоговую нагрузку, и, как считает глава Минэнерго Александр Новак, эту позицию услышали. Согласие компаний на заморозку должно дать дополнительный козырь Москве в переговорах о сдерживании добычи с крупнейшими мировыми производителями.
Вчера Владимир Путин провел давно ожидавшуюся рынком встречу с главами российских нефтекомпаний — "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти", "Башнефти", "Татнефти", "Зарубежнефти", "Сургутнефтегаза" и Независимой нефтегазовой компании. В отрасли полагали, что на совещании президент может поставить перед нефтяниками условия по ограничению добычи. Впрочем, решение заморозить поставляемые на рынок объемы на уровне января этого года Владимир Путин анонсировал еще до разговора с нефтяниками. "Как министр (энергетики Александр Новак.— "Ъ") доложил, все вы (представители нефтекомпаний.— "Ъ") с этим предложением согласны,— заявил глава государства перед началом встречи.— У некоторых есть даже более радикальные предложения". Цель же встречи, по словам Владимира Путина, была в том, чтобы услышать это от самих нефтяников.
Судя по словам господина Новака, который рассказал вечером об итогах этой встречи, президент услышал от отрасли именно то, что хотел: "Компании подтвердили, что поддерживают инициативу, поскольку это предсказуемость для участников рынка". Впрочем, подтвердить было, видимо, несложно, поскольку на компании это никаких новых обязательств не налагало. В 2015 году добыча нефти в РФ составила рекордные 534 млн тонн, в этом году, по прогнозам Минэнерго, ее и не планировалось существенно наращивать.
Сложности теоретически могли бы возникнуть у компаний, которые планово вводят новые добычные мощности. По данным опрошенных "Ъ" экспертов, рост добычи мог быть достигнут за счет ввода месторождения имени Филановского ЛУКОЙЛа, а также увеличения мощностей на месторождении Требса и Титова ("Башнефть" и ЛУКОЙЛ), Приразломном "Газпром нефти" и Мессояхской группе ("Роснефть" и "Газпром нефть"), но это компенсируется продолжающимся падением показателей на старых скважинах в Западной Сибири. В январе, по данным ЦДУ ТЭК, добыча нефти и конденсата в РФ достигла 46 млн тонн. Соответственно, предел, за который компании не смогут выйти, составляет около 550 млн тонн. Алексей Кокин из "Уралсиба" считает, что, согласившись на заморозку, нефтекомпании подтвердили миру приверженность выполнению политических решений, но "пока рынок не верит, что это будет работать". Вчера цена барреля Brent выросла на 0,44%, до $36,74.
Впрочем, по словам Александра Новака, в ответ на заморозку нефтяники просили президента сохранить стабильную налоговую нагрузку. Планы на 2016 год, по его словам, будут достигнуты, "если не будет новых новаций в повышении налоговой нагрузки". Налоговый вопрос осложнил жизнь нефтяников в конце прошлого года, когда при дефиците бюджета Минфин пролоббировал изъятие у компаний отрасли дополнительных доходов в размере порядка 200 млрд руб. Решение подавалось как разовое, но практически сразу же были высказаны предположения, что эта практика продолжится (см. "Ъ" от 9 декабря 2015 года). Вчера, заявил министр энергетики, ему "показалось, что, безусловно, президент услышал мнение компаний". По данным "Ъ", вопросы, связанные с приватизацией, не обсуждались.
Согласие нефтяников на заморозку добычи нужно для поддержки позиции Москвы в переговорах с другими производителями. Они актуализировались после обвала цен в январе, когда Brent пробила отметку в $28 за баррель. 16 февраля Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар объявили о готовности взять на себя обязательства по уровню добычи, и цены начали стабилизироваться. По словам господина Новака, сейчас "более 15 стран подтвердили публично готовность (в заморозке добычи.— "Ъ")". Он заявил, что за это высказались экспортеры, обеспечивающие "73% от физического объема добычи". Пока сокращение не входит в планы Ирана, который планировал в марте нарастить добычу на 400 тыс. баррелей в сутки. Впрочем, пока переговоры с Тегераном продолжаются, и господин Новак считает, что усилиями крупнейших производителей будет достигнут целевой ориентир в $50 за баррель. Окончательное решение о заморозке может быть принято уже в марте, но не решен еще вопрос мониторинга уровня добычи.
Дмитрий Козлов
Комментарии