Дмитрий Алексеев
Правительство внесло в нижнюю палату парламента проект поправок в Налоговый кодекс. Их цель — скорректировать параметры «демпфирующего механизма» акциза на нефтяное сырье и удержать цены на нефтепродукты в пределах инфляции в 4%, объяснили в Госдуме. Необходимо это для стабилизации ситуации с ценами на моторные топлива внутри страны. Демпфер акциза на нефтяное сырье уже показал себя эффективным рыночным механизмом регулирования, приемлемым как для нефтяных компаний, так и для государства. Подробности — в материале «Известий».
Удержать цены в пределах инфляции
В Госдуму поступил проект поправок в Налоговый кодекс, корректирующих параметры «демпфирующего механизма» акциза на нефтяное сырье. В обосновании проекта отмечено, что в случае принятия выпадающие доходы государственного бюджета в нынешнем году составят 21,7 млрд рублей, а в следующем году — 17,3 млрд рублей. Расчеты основаны на прогнозе цены на нефть в 2022 году в размере $62,2 за баррель (при курсе доллара 72,1 рубля), в 2023 году ($58,4 за баррель при гипотетическом курсе 72,7 рубля).
— Цель законопроекта — удержать цены на нефтепродукты в пределах инфляции в 4%, — разъяснил «Известиям» член комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич. — У государства задача не допустить роста цен на внутреннем рынке в условиях высоких цен на нефть на мировом рынке. С этой целью нагрузка делится между государством (увеличение демпфера в пользу налогоплательщика) и налогоплательщиком (ему повышают НДПИ одновременно с увеличением демпфера). Сегодня в условиях больших цен на нефть, а значит, больших налоговых поступлений в виде НДПИ, государство может себе позволить дать налогоплательщику повышенный демпфер.
В Госдуме «Известиям» рассказали, что Минэнерго России также предлагает (письмо было приложено к пакету документов в Госдуму) проработать механизм возврата демпфера при поставках на экспорт, что снизит возможности спекулятивного экспорта для непроизводителей, закупающих топлива на бирже по низким ценам.
— Для сохранения справедливого уровня компенсации производителям топлива в широком диапазоне мировых цен на нефть в скорректированной формуле демпфера предусмотрено увеличение коэффициента компенсации по автомобильным бензинам с 68 до 83%, по дизельному топливу — с 65 до 83%. Индикативные цены сохранятся на прежних уровнях и составят 55,2 тыс. рублей для автомобильного бензина и 52,25 тыс. рублей для дизельного топлива, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минэнерго.
По расчетам Минэнерго и Минфина, это решение позволит обеспечить стабильное топливоснабжение потребителей, снизить волатильность цен в оптовом звене и сохранить динамику розничных цен на уровне инфляции. «Известия» направили запросы в ФАС России и в Минфин с целью выяснения их позиции по отношению к данному законопроекту.
Партнер практики налогов и права группы «Деловой профиль» Александр Силаков напоминает, что «демпферный механизм» не имеет прямого отношения к ценообразованию. Обсуждаемые поправки — это технические уточнения порядка расчета акцизов на топливо. Вместе с тем, поскольку акцизы — косвенные налоги, основное бремя их уплаты ложится на потребителей, что применительно к топливу отражается на ценах на автозаправках.
— Суть предложенной правительством технической «донастройки» механизма исчисления акцизов заключается в конечном счете в уменьшении налогового бремени и, как следствие, цен на автозаправках, — говорит Силаков. — Это будет иметь положительный социальный эффект и внесет определенную лепту в снижение инфляционного давления не только на рынке топлива, но и на экономику в целом.
Компенсация нефтяным компаниям
Заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Сергей Колобанов подчеркнул, что предлагаемые корректировки увеличат объем компенсации нефтяным компаниям разницы между условными ценами внутреннего рынка и высокими нетбэками из Роттердама на дизельное топливо и автобензин. Сейчас компенсируются 65–68%, а законопроект поднимает эту величину до 83%. Кроме того, планируется снизить с 20 до 15% порог превышения оптовых цен на дизельное топливо над закрепленными в Налоговом кодексе, который обнуляет выплаты по демпферу. То есть эта величина заблаговременно показывает, что в оптовом звене рост в 2022 году может быть не более 15% от 52 250 рублей за тонну дизельного топлива, иначе стимул повышать цену пропадает — компенсации компания лишится вовсе. По бензину порог превышения сохраняется на уровне 10%.
Такие решения оказывают сдерживающее влияние на рост цен в оптовом сегменте, однако прямой связи с розницей на АЗС здесь нет: цены на заправках растут не выше общей инфляции по «джентльменскому» соглашению с крупнейшими нефтяными компаниями России, отметил Сергей Колобанов. Сдерживание роста оптовых цен позволит поддержать бизнес независимых АЗС, которым трудно конкурировать с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями и поддерживать розничные цены на уровне или чуть ниже инфляции в случае более высоких темпов роста в опте.
Вместе с тем механизм демпфера сохраняет свои слабые места: прежде всего это «запрограммированный» рост оптовых цен по годам. Например, в 2022–2024 годах условные внутренние цены на дизтопливо увеличиваются на 3% в год, что не учитывает реальный уровень инфляции, который влияет на рост издержек производителей. Кроме того, в Налоговом кодексе установлено ежегодное увеличение акциза, входящего в цену топлива при реализации в России, но уже на величину 4%.
— Расчет выпадающих доходов скорее является ориентиром для обоснования законопроекта, но компенсация этих выпадающих доходов будет достигнута за счет НДПИ, — говорит генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова. — Уменьшение допустимого диапазона превышения средней оптовой цены реализации моторного топлива над индикативным уровнем оптовой цены (при несоблюдении которого демпфирующая надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье обнуляется) для дизельного топлива с 20 до 15% повлияет на снижение доходности внутренних поставок моторного топлива относительно экспортных.
Мониторинг цен автомобильного топлива в крупных городах Югры, Ямала и столице Тюменской области, проводимый Агентством нефтегазовой информации, показывает их рост как на АЗС крупных сетей, так и в независимом секторе бизнеса. «По итогам 2021 года рост стоимости топлива был около 8%, т. е. в пределах российской инфляции», — отмечают в агентстве. Иначе говоря, если бы демпфера не было, наши внутренние оптовые цены в условиях налогового маневра стремились бы к европейским.
По мнению экспертов, цены в оптовом и в розничном сегменте уже сейчас находятся под сильным давлением. С начала года стоимость дизтоплива на АЗС выросла на 1,8%, бензина — на 0,9%. Но цены на внутреннем рынке остаются существенно ниже экспортной альтернативы. При этом и оптовый, и розничный сегмент уже работает с минимальной рентабельностью, поэтому корректировка демпфера позволит всем участникам рынка вернуться к стабильным финансовым результатам.
В любом случае, уверен аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман, внесенные в ГД поправки в первую очередь направлены на сдерживание оптовых цен путем увеличения выплат нефтяникам в ситуации, когда экспортные цены растут. В свою очередь, нормализация оптовых цен позволит даже независимым НПЗ иметь положительную маржу и не повышать стоимость топлива в рознице. Именно поэтому эксперты полагают, что в 2022 году рост розничных цен будет ниже уровня инфляции.
Улучшение экономики НПЗ
Предлагаемые правительством корректировки должны обеспечить АЗС адекватную рентабельность и выровнять розничные цены на топливо за счет улучшения экономики НПЗ и стабилизации оптовых цен, объясняет партнер КПМГ Виктория Тургенева. При этом, как показывает опыт, эффективность текущих изменений во многом будет зависеть от динамики макроэкономических показателей. В мае прошлого года правительство уже предприняло попытку сдержать рост цен на топливо и увеличить «просевшую» доходность НПЗ за счет корректировки демпфера, но годовой темп роста стоимости бензина всё равно превысил плановый уровень в силу существенного изменения цен на нефть и конъюнктуры топливного рынка.
— Также на уровень розничных цен повлияет срок начала действия новых параметров демпфера, — говорит Виктория Тургенева. — Пока не ясно, заработают ли они с 1 апреля текущего года или вопрос корректировок демпфера смогут отложить до июля.
Поскольку рост цен на АЗС ограничен регулятором уровнем инфляции, то, скорее всего, розничные цены на топливо не будут расти более высокими темпами, чем в среднем потребительские товары и услуги в стране, даже если цены производителей снова начнут обгонять инфляцию. А вот маржинальность розничной торговли в таком случае может сильно пострадать, полагает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая.
— Проводимая корректировка демпфера — это способ снизить риски увеличения именно оптовой стоимости моторных топлив и последующего за этим падения маржинальности их розничной реализации в условиях ограничения роста цен на АЗС уровнем инфляции, — поясняет Анна Лишневецкая. — В апреле такие риски создадут потенциальное снижение производства топлив на фоне вероятного роста спроса на оптовом рынке. Что касается производства автобензина и дизтоплива, то его снижения в апреле следует ожидать ввиду начала весенних плановых ремонтов на НПЗ.
По мнению гендиректора ООО «ИнфоТЭК-Консалт», председателя комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России Тамары Канделаки, сейчас «было бы правильно, во-первых, ввести единый налог на нефтяное сырье, может быть, с привязкой экспортной части к мировым ценам, а внутренней — к параметру, отражающему именно нашу экономику». «Это может быть, например, МРОТ, — отмечает она. — И это касается всех налогов и сборов с физических лиц. Ну и транспортный налог, безусловно, надо отменять».
Альтернативой демпферу, полагает эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, может быть переход к системе плавающего акциза на моторные топлива — с автоматической корректировкой в зависимости от цен на нефть и курса рубля (как это происходит сейчас с НДПИ, ставка которого зависит от этих макропараметров. Однако при резких скачках цен (на $10–20/барр. и больше) и такой механизм может также потребовать корректировки. В целом, как показали итоги использования демпфера, этот инструмент помогает стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, а корректировка раз в 1–2 года — вполне приемлема.
Председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков считает, что «демпфер не самый эффективный метод регулирования внутренних цен, так как подразумевает прямые компенсации из бюджета страны, а это наши налоги, которые взымаются в том числе и с населения». Поэтому он полагает, что среди альтернативных вариантов может быть квотирование экспорта нефтепродуктов, для того чтобы вынуждать компании продавать больше топлива внутри страны, а рост предложения всегда ведет к снижению цены. Также возможно адаптивное регулирование экспортных пошлин на нефтепродукты, что опять же будет выравнивать рентабельность продаж нефтепродуктов внутри страны и на экспорт.
— Стимулирование производства нефтепродуктов при снижении его рентабельности по сравнению с экспортом сырой нефти можно делать квотированием минимальной доли перерабатываемой внутри страны нефти, — подчеркивает Виктор Хайков. — Все эти меры в той или иной степени используются в мире. У правительства для этого есть все инструменты.