Как стало известно “Ъ”, после разрешения кризиса вокруг поставок
ЛУКОЙЛа по «Дружбе» через территорию Украины венгерская MOL в сентябре
прокачала на свои НПЗ в Венгрии и Словакии около 300 тыс. тонн нефти. В
результате заводы MOL, которые недавно уходили на ремонт, могут восстановить
нефтепереработку. По данным “Ъ”, всего российские нефтекомпании в сентябре
поставили для НПЗ Словакии и Венгрии 850 тыс. тонн нефти, в октябре объемы
отгрузок ожидаются чуть выше этого уровня.
Трейдер венгерской MOL,
Moltrade-Mineralimpex Zrt, в сентябре поставил по нефтепроводу «Дружба»
транзитом через Украину около 300 тыс. тонн российской нефти, рассказали
собеседники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Из этих объемов 90% отгружены на НПЗ MOL
в Словакию, остальные — на завод компании в Венгрии.
Это более трети всех объемов
российской нефти, поставленной в эти страны по «Дружбе» в прошлом месяце.
Суммарно российские нефтекомпании в сентябре отправили по «Дружбе» для НПЗ в
Словакии и Венгрии около 850 тыс. тонн нефти, из которых около 57%
предназначались для словацких заводов. Из общего объема поставок в эти страны
около 48% обеспечила «Татнефть».
По данным “Ъ”, в октябре поставки нефти из РФ в Словакию и Венгрию
будут чуть выше — около 855 тыс. тонн.
Трейдер MOL взял на себя
ответственность по прокачке приобретенной у ЛУКОЙЛа нефти транзитом через
Украину, после того как в конце июня Киев ввел санкции против этой российской
нефтекомпании (см. “Ъ” от 18 июля). Из-за санкций ЛУКОЙЛу с июля пришлось
остановить поставки по «Дружбе» в Словакию и Венгрию, которые были частично
замещены за счет увеличения экспорта по трубе другими нефтекомпаниями (см. “Ъ”
от 28 августа). До украинских санкций ЛУКОЙЛ обеспечивал более 40% российских
поставок в эти страны.
Несмотря на недовольство властей
Словакии и Венгрии по поводу санкций со стороны Украины, которые поставили под
угрозу загрузку НПЗ MOL, договоренностей по продолжению поставок нефти ЛУКОЙЛа
по трубе удалось достичь не сразу. Компромисс с украинской стороной был найден
спустя два месяца. Теперь MOL сама забирает эти объемы до пересечения на
украинско-белорусской границе и оплачивает транзит. «MOL заключила соглашения с
поставщиками нефти и операторами трубопроводов для обеспечения бесперебойных
поставок сырой нефти по нефтепроводу "Дружба" из России через
Белоруссию и Украину в Венгрию и Словакию. Новый порядок получения нефти
полностью соответствует всем соответствующим санкциям и нормам, в том числе ЕС
и Украины»,— сообщала MOL в сентябре. В «Транснефти» отказались от
комментариев, в ЛУКОЙЛе не ответили на запрос “Ъ”.
Несмотря на эмбарго на поставки российской нефти, РФ продолжает
прокачку по южной ветке нефтепровода «Дружба» транзитом через Украину в
Венгрию, Словакию и Чехию, поскольку эти страны получили такое исключительное
право.
По северной ветке «Дружбы»
поставляются лишь транзитные объемы из Казахстана.
«Нефтепереработка в
Центрально-Восточной Европе вернулась туда, куда в течение последних трех
месяцев ей не получалось забраться»,— отмечает Виктор Катона из Kpler. Сначала,
рассказывает аналитик, обнаружение бомбы времен Второй мировой приостановило
нефтепереработку в Чехии на НПЗ в Литвинове, а затем поочередно Венгрия и
Словакия ушли на осенний ремонт, пытаясь одновременно урегулировать конфликт с
украинской стороной. По его мнению, MOL за счет новой схемы получила опыт
оформления всей цепочки поставок и наконец-то объемы, которые поставляются на
НПЗ в Сазхаломбатте и Братиславе, соответствуют нуждам компании. Для ЛУКОЙЛа
новый modus operandi до определенной степени даже выгоден — политические риски
из-за боевых действий на Украине перешли к венгерской стороне, а объемы
более-менее восстановились, отмечает Виктор Катона.
В отличие от морских поставок
неевропейским потребителям, поставки по трубе в Европу подпадают под действие
потолка цен на нефть, установленного ЕС для российской нефти в размере $60 за
баррель, говорит Василий Танурков из АКРА. По его словам, эти отгрузки особенно
выгодны в периоды снижения котировок, когда цены на российскую нефть на других
рынках с учетом дисконтов и стоимости транспортировки оказываются ниже
установленного потолка.
Дмитрий Козлов