США усиливают военное присутствие у берегов Венесуэлы и допускают
силовой сценарий. Какую роль в этом противостоянии играет венесуэльская нефть и
зависимость американских НПЗ от тяжелого сырья — в программе «Инсайт» на Радио
РБК
США захватили венесуэльский
нефтяной танкер. У берегов страны в полной боеготовности находятся американский
авианосец, эсминцы и военные численностью до 15 тысяч человек. Дональд Трамп
заявил о возможности начала наземной операции с целью свержения президента
Венесуэлы, который, по мнению американского лидера, организует поставки
наркотиков в США.
Как происходящее связано с нефтью
Почти 20% мировых доказанных
запасов нефти находятся в Венесуэле — это около 300 млрд баррелей. Примерно по
200 млрд баррелей приходится на Саудовскую Аравию, Иран и Ирак. Россия занимает
в этом списке восьмое место — около 80 млрд баррелей, или 5% мировых запасов.
Доля США сопоставима — 74 млрд баррелей, или около 4%.
При этом картина добычи выглядит
совершенно иначе. Лидерами здесь являются не страны с крупнейшими запасами.
Венесуэла с первого места по запасам опускается почти на последнее по добыче —
она производит около 1 млн баррелей в сутки. Лидируют США — 13 млн баррелей в
сутки, на втором месте Саудовская Аравия — около 10 млн, на третьем — Россия —
9,5 млн баррелей.
Нефть различается по нескольким
ключевым параметрам, и именно под них строятся нефтеперерабатывающие заводы.
Основных критериев два. Если содержание серы в нефти ниже 0,5%, ее называют
сладкой, если выше — кислой. Также нефть различают по плотности — всего
выделяют четыре категории.
В упрощенном виде переработка
выглядит так: нефть очищают от воды, соли и песка, затем отправляют в
атмосферную колонну, где она нагревается. Колонна разделена на уровни: на каждом
при определенной температуре кипения выделяется свой продукт. В верхней части —
бензин, ниже — керосин, затем дизель и газойль, в самом низу — мазут.
Легкая сладкая нефть после
первичной перегонки дает высокий выход бензина, керосина и дизеля и практически
сразу становится товарным продуктом. Тяжелая нефть после первичной переработки
дает в основном мазут. Чтобы получить из него продукты более высокого класса,
применяют технологии коксования или гидрокрекинга — с использованием
температуры или водорода.
В тяжелой нефти выше содержание
серы, поэтому оборудование НПЗ, работающих с таким сырьем, должно быть более
устойчивым к коррозии, объясняет заведующий кафедрой технологии переработки
нефти Университета имени Губкина Владимир Капустин.
«Все делается с учетом того, что
тяжелые сернистые соединения приводят к коррозии оборудования. Поэтому
установки приходится делать более капиталоемкими, использовать больше металла,
чтобы они могли долго противостоять воздействию агрессивных сред», — пояснил
Капустин.
Именно поэтому нельзя просто
загрузить тяжелую нефть в НПЗ, рассчитанный на легкую. Даже при наличии
установок глубокой переработки оборудование быстро выйдет из строя. Обратная
ситуация также проблемна: если НПЗ построен под тяжелую нефть, при переработке легкой
часть установок приходится останавливать, что ведет к износу и дополнительным
затратам.
«Частые остановки и запуски
установок — это тяжелые процессы. В 1990-е годы у нас были случаи, когда заводы
запускались по 20–25 раз в год, что приводило к быстрому износу оборудования»,
— отметил Капустин.
По оценкам экспертов Радио РБК,
строительство НПЗ для тяжелой нефти примерно в три раза дороже, чем для легкой.
США исторически добывают легкую
сладкую нефть — это их геологическая особенность. Под нее и строились первые
заводы. Переработка тяжелой нефти стала рентабельной лишь в конце XX века,
когда появились соответствующие технологии. Тогда США начали строить НПЗ под
тяжелое сырье, ориентируясь на поставки из Мексики.
«Мексиканская нефть продавалась
на $5 за баррель дешевле легкой. Именно эта разница позволила окупить
строительство заводов на побережье Техаса», — поясняет Капустин.
Однако из-за сокращения добычи в
Мексике импорт тяжелой нефти в США снизился до 400 тыс. баррелей в сутки. Для
отрасли это стало проблемой: в США работают 131 НПЗ общей мощностью 18 млн
баррелей в сутки, при этом мощности глубокой переработки составляют около 3
млн. Около одной шестой заводов ориентированы на тяжелую нефть, а 70% НПЗ
эффективнее всего работают с плотным сырьем.
В поисках альтернатив США
сотрудничали с Россией, затем с Канадой. Но рядом находится Венесуэла — страна
с пятой частью мировых запасов нефти, причем преимущественно тяжелой.
«Именно поэтому сегодня мы видим
столь резкое давление США на Венесуэлу. Американская сланцевая нефть — легкая,
а перерабатывающие мощности рассчитаны на тяжелые сорта и простаивают», —
считает Владимир Капустин.
Американские компании работали в
Венесуэле с начала XX века на основе концессий. В середине века страна начала
возвращать контроль над отраслью, в 1960 году стала одним из основателей ОПЕК,
а в 1970-е нефтяная промышленность была национализирована и передана
госкомпании PDVSA.
В 2007 году при Уго Чавесе
иностранным компаниям было предложено передать контрольные пакеты PDVSA, на что
согласилась лишь Chevron. В дальнейшем США ввели санкции, а в 2017 году
администрация Трампа запретила закупки венесуэльской нефти. В результате добыча
в стране сократилась втрое.
Сегодня отношения США и Венесуэлы
находятся на грани прямого конфликта. Насколько здесь важны вопросы демократии
и борьбы с наркотрафиком — вопрос открытый. Есть мнение, что смена власти могла
бы вернуть американским компаниям доступ к венесуэльской нефти, однако это не
решит проблему в корне.
Как отмечает заместитель генерального
директора Института национальной энергетики Александр Фролов, современные
конфликты связаны не столько с ресурсами, сколько с контролем цепочек создания
стоимости.
«Сегодня важно не просто обладать
ресурсом, а контролировать переработку и рынки сбыта конечного продукта. Именно
за это и идут основные конфликты», — подчеркивает Фролов.
Дарья Мамаева