Конфереция

Вас приветствует прокуратура!

Напомним, 29 апреля 2015 г. на совещании с членами Правительства президент России Владимир Путин поручил Генпрокуратуре РФ при поддержке других профильных министерств и ведомств разработать методы решения проблемы некачественного автомобильного топлива. Генпрокуратура через две недели после критики Владимира Путина начала проверки качества топлива на российских автозаправках. Как отметили «Современной АЗС» в Московском межрегиональном нефтяном Союзе, проверки проходят при участии торговой инспекции, специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителей полиции.

Контролирующие органы просят предоставить им последние накладные, паспорта качества и деклараций. Также осуществля межрегиональном нефтяном Союзе, проверки проходят при участии торговой инспекции, специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителей полиции. Контролирующие органы просят предоставить им последние накладные, паспорта качества и деклараций. Также осуществляется отбор проб всех нефтепродуктов из TP К, проверка емкостного парка документацией, проверка ТРК (пломбировка, свидетельства о поверке, журнал проверки ТРК на точность), книги жалоб и предложений, пожарных знаков и таблички на территории, прейскурант цен. «Все эти надзорные мероприятия снимаются на фотокамеру и осуществляются без предварительного уведомления», - отметили в МННС.

С целью получения объективной информации о ситуации с качеством нефтепродуктов на розничном рынке, анализ проводят Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и НИ «Независимые отечественные нефтетрейдеры». Финальные результаты исследований будут представлены в июне 2015 г. Данные будут переданы в Генеральную прокуратуру РФ, профильным министерствам и ведомствам. Промежуточные результаты Наибольший объем контрафактного топлива зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах. Об этом сообщил заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич в рамках пресс-завтрака с ведущими экспертами отрасли, депутатами Госдумы РФ, представителями ключевых деловых, специализированных СМИ и контрольных ведомств, который состоялся 25 мая в Москве. Он, в частности, привел пример Москвы и Московской области, где доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего количества реализуемого топлива, а дизеля - 30%.

Напомним, по оценкам итогового заседания Коллегии Минэнерго России 15 апреля 2015 г., объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн т. В последние годы, по мнению экспертов, наиболее распространенным нарушением в мелкооптовой и розничной торговле топливом является фальсификация, когда вместо запрашиваемого топлива на деле продается его 1 более дешевый и менее качественный аналог. Например, вместо «Евро-5» - топливо более низкого экологическо¬го класса, а вместо дизеля - судовое топливо с повышенным содержанием серы. Такой практике способствовала 1 отмена оборота в России «Евро-2» и «Евро-3» с 2013 и 2014 гг. соответственно: хотя продавать такое топливо теперь нельзя, многие НПЗ еще выпускают «Евро-3», и оно в итоге по падает в оборот под видом топлива другого класса. С этим связано другое распространенное нарушение - искусственное изменение характеристик топлива на нефтебазах, когда с помощью антидетонаторов повышается октановое число в бензинах или летнее дизтопливо «превращается» в зимнее за счет добавления авиакеросина. Президент Российского топливно¬го союза Евгений Аркуша, одной из ключевых причин реализации фальсификата на топливном рынке назвал проблему отсутствия акциза на маловязкое судовое топливо. Ряд недобросовестных независимых АЗС под видом дизеля продают судовое топливо.

Это не только приводит к потерям для бюджетов всех уровней и демотивирует добросовестных участников рынка, способствует росту коррупции и ухудшает экологию, но и несет прямую угрозу транспортной безопасности. Евгений Аркуша отметил, что в 1 первую очередь необходимо устранить экономическую заинтересованность. А для этого предлагается ввести акциз на маловязкое судовое топливо, предусмотрев при этом механизм компенсации затрат конечному профильному потребителю путем пре доставления налоговых вычетов. «Надо контролировать все процессы производства, в том числе нефтебазы. Такая же ситуация, как с СМТ, была с прямогонным бензином, - говорит господин Аркуша. - Поэтому необходимо ввести акцизы на СМТ, это сейчас обсуждается правительством».

Неожиданный интерес к давней проблеме некачественного топлива может быть вызван тем, что крупные нефтекомпании стремятся расчистить рынок от «бодяги», чтобы по¬лучить возможность повысить цены на топливо, полагает Михаил Турукалов, «Аналитика товарных рынков». Он отмечает, что потребление топлива, которое увеличивалось в последние годы, в этом году может снизиться, но нефтекомпании готовятся значительно нарастить выпуск бензина. «Низкий спрос может поставить под угрозу окупаемость инвестиций в модернизацию НПЗ», - считает господин Турукалов. По его мнению, главными жертвами проверок Генпрокуратуры могут стать независимые участники рынка: АЗС, нефтебазы, малые и средние НПЗ.

Вместе с тем, участники пресс- завтрака сошлись во мнении, что причины существенной доли контрафакта на рынке Моторного топлива многоаспектны. Необходимо не только уже¬сточить ответственность, но и обеспечить баланс спроса и предложения, имея в виду, что объективных предпосылок к возникновению дефицита нет. Наоборот, объем производства того же дизельного топлива в России почти в два раза превосходит потребление. Санкции - ужесточить! Заместитель Руководителя Росстандарта Алексей Кулешов, выступая на пресс-завтраке, в частности предложил создать систему стимулов по предотвращению поступления на рынок топлива, не соответствующего установленным требованиям. Их выполнение предлагается обеспечить ужесточением санкций в рамках КоАП, в т.ч. введением оборотного штрафа и возможности приостановления деятельности соответствующих предприятий.

Кроме того, в рамках разрабатываемого в Минэкономразвития России проекта закона о контрольной и надзорной деятельности предлагается создать систему проведения проверок на основе риск-ориентированного подхода, позволяющего более эффективно использовать ресурсы ведомства по осуществлению контрольно-надзорной деятельности. «Наша цель - создание системы контрольно-надзорной деятельности, обеспечивающей эффективное использование имеющихся средств и компетенций. Показателем эффективности при этом должна стать не столько доля выявленных правонарушений, сколь¬ко сокращение доли не отвечающего требованиям топлива на рынке», - со¬общил замглавы Росстандарта Алексей Кулешов. Вы нас не ждали? Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ Росстандарта) с 01 июня будет проводить внеплановые проверки автозаправочных станций и нефтебаз в регионе. Соответствующее Постановление Правительства в рамках поручения президента РФ должно выйти на этой неделе. Об этом сообщил руководитель СЗМТУ Росстандарта Василий Смеречук.

Проверки будут проводить все лето, до конца августа. В ходе внеплановых проверок будут отбирать пробы топлив по всему Северо-западному региону: от Санкт- Петербурга до Мурманска. Дополнительно к тем плановым проверкам, которые будет проводить ведомство в этот период, внепланово будет проверено порядка 55 компаний по всему северо-западу, сообщил Василий Смеречук. Лаборатории, которые будут проводить испытания ото¬бранных проб, сейчас определяются. Они должны быть аккредитованы, компетентны и независимы.
По словам главы СЗМТУ Росстандарта, лаборатории должны не только проводить испытания, но и выделять транспорт, отборщиков для отбора проб, готовить специальную посуду для этого строго по ГОСТу.
«После проверки можно будет серьезно говорить о реальном состоянии дел с качеством топлива на АЗС.

Объекты для проверок будут отбираться по усмотрению ведомства. Не так давно мы компанию проверили и нареканий ни с точки зрения качества топлива, ни с точки зрения обслуживания и документов подтверждения соответствия топливному регламенту нет, и смысла проверять ее повторно, нет. А остальные фирмы мы будем проверять. Кроме того, будем проверять станции, в отношении которых были замечания во время предыдущих плановых проверок о принятия мер и устранении нарушений», - комментирует Василий Смеречук. До октября текущего года СЗМТУ Росстандарта должно сообщить правительству, что сделано для того, чтобы выполнить распоряжение президента РФ.

Современная АЗС, май 2015
Комментарии