Погрузка ОАО РЖД по итогам пяти месяцев сохраняет негативную динамику,
хотя в мае разрыв с прошлым годом сократился. В плюс вышла погрузка нефти и
нефтепродуктов, а в перевозках угля, несмотря на все еще серьезное отставание
от прошлого года, наметились перспективы восстановления, связанные с
возобновлением поставок на порт Тамань. Аналитики считают, что, несмотря на
позитивный тренд, сократить отставание летом не удастся из-за масштабных
строительных работ на сети, препятствующих перевозкам.
Погрузка на сети ОАО РЖД по
итогам января—мая сократилась год к году на 3%, до 502 млн тонн, за май
показатель снизился на 2,1%, до 104,4 млн тонн, сообщила монополия. За пять
месяцев разрыв с прошлым годом в погрузке заметно сократился, следует из
статистики ОАО РЖД. Номинально при среднем ежемесячном падении на 3–4% в первые
месяцы года разрыв сокращался и в феврале, но это было только следствием
лишнего дня високосного года (см. “Ъ” от 1 марта).
Динамика погрузки наиболее
массового груза, угля, остается негативной. По итогам января—мая показатель
снизился на 5,3%, до 141,3 млн тонн, только за май — на 5,1% год к году. В
погрузке угля намечаются позитивные сдвиги, поскольку в мае постепенно пошли
грузы на терминал ОТЭКО в Тамани, бойкотировавшийся в начале года угольными
компаниями и трейдерами, недовольными тарифами (см. “Ъ” от 28 мая).
Коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов говорил, что
порт планирует перевалить в июне более 2 млн тонн угля.
В мае впервые за год в плюс вышли
перевозки нефти и нефтепродуктов. По данным ОАО РЖД, погрузка этих грузов в
прошлом месяце год к году увеличилась на 1,8%, до 17,5 млн тонн.
В марте нефтепродукты получили
повышенный приоритет на железной дороге, в результате чего перевозки их на
восток выросли на 7%, но в целом по сети до апреля включительно наблюдался спад
перевозок нефтяных грузов. По итогам четырех месяцев погрузка была ниже
прошлогодней на 2,4%, а в апреле — на 4,5%. За январь—май было погружено 87,9
млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 1,6% меньше, чем годом ранее.
Лидерами роста перевозки на сети
ОАО РЖД остаются удобрения, зерно и промышленное сырье. По итогам пяти месяцев
погрузка этих грузов выросла на 10,7%, 6,9% и 20,6%, в мае — на 7,4%, 8% и
13,8% год к году соответственно. Вернулась к положительной динамике падавшая
ранее погрузка лесных грузов, показав прирост на 4,3% в мае и на 0,5% за пять
месяцев. В минусе остается погрузка строительных грузов, снизившаяся за май год
к году на 8,9%, до 11,2 млн тонн. Но в предыдущие месяцы разрыв с прошлогодним
уровнем был около 20%.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил
Бурмистров связывает позитивные изменения прежде всего с нормализацией ситуации
с экспортом угля через Тамань. В целом, отмечает он, грузовая база отражает
позитивную динамику в промышленности и экономике. Прекратилось ухудшение
погрузки угля, выросла погрузка нефти и нефтепродуктов — прежде всего в
результате восстановления выпуска нефтепродуктов на НПЗ, хотя и предоставление
приоритета также внесло свой вклад, перечисляет эксперт. Но, отмечает господин
Бурмистров, настораживает отсутствие прогресса в области погрузки строительных
грузов. По его мнению, текущая ситуация показывает, что железная дорога
продолжает терять грузы в пользу автотранспорта. Летом из-за начала
строительного сезона на железной дороге, когда ремонтные окна будут
препятствовать движению, наверстать погрузку даже при росте предъявления
грузов, вероятнее всего, не удастся, полагает эксперт.
Наталья Скорлыгина