Сергей Тихонов
Приблизительно 1,2-1,4 млрд
баррелей нефти загружено в танкеры, находящиеся сейчас в море. Многие из них
стоят на месте и не идут ни в какие порты назначения. Значительная доля нефти в
этих танкерах принадлежит странам под санкциями США: России, Ирану и Венесуэле.
Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на данные Vortexa, Kpler и OilX.
Такой объем нефти в морях и
океанах накопился с конца августа. Естественно, это связывают в первую очередь
с последними санкциями США против крупнейших российских нефтяных компаний и
ужесточением рестрикций против Ирана и Венесуэлы. В отношении нашей нефти
делается вывод, что покупатели отказываются от нее. Но здесь есть нюансы.
Танкеры в большинстве случаев не
возвращаются, не меняют курс, они стоят иногда в непосредственной близи от
потенциальных портов разгрузки. Поэтому скорее можно сказать, что сейчас
происходит очень большой торг. "Под шумок" санкций у нас выбивают дополнительные
скидки на нефть. Другой вариант объяснения происходящего - происходит
переоформление грузов, чтобы компании-покупатели не рисковали попасть под
вторичные санкции. Это подтверждает рынок, который остается немного
профицитным. Если бы с него совсем удалили российскую, иранскую и венесуэльскую
нефть, баррель эталона Brent сейчас бы стоил значительно выше 80 долларов, а он
колеблется между 60 и 65 долларами. Суммарно мы (вместе в Венесуэлой и Ираном)
поставляем на рынок более 6 млн баррелей нефти в сутки. Из этого объема
приблизительно только 1-1,5 млн баррелей в сутки не находится под санкциями.
Чтобы понять масштабы
происходящего, приведем цифры. Мировой спрос на нефть, по прогнозу ОПЕК, в 2025
году составит 105,14 млн баррелей в сутки. Но это в целом, сюда входит
потребление нефтедобывающими странами. К примеру, США добывают 13,5 млн
баррелей в сутки, а потребляют 19 млн баррелей. Естественно, отправлять морем
добытую у себя нефть им нет никакого смысла. По данным того же ОПЕК, в 2024
году вся мировая международная торговля нефтью составила в среднем 43,96 млн
баррелей в сутки. Едва ли она сильно выросла за этот год. Получается, что
сейчас в море на танкерах загружено нефти для ее импортеров на 28-31-й день
мирового потребления. Bloomberg оценивает вклад в эти объемы России, Ирана и
Венесуэлы в 20-40%. Причем аналитики агентства отмечают, что в общемировом производстве
на эти страны приходится лишь 17%, а значит, запасы их нефти накапливаются на
танкерах быстрее, чем нефть из других регионов, делают вывод в агентстве.
Но здесь сравнение не совсем
корректное, поскольку добыча нефти не означает ее экспорт. Самый яркий пример -
США, которые добывают нефти больше всех в мире, но продолжают оставаться ее
импортером.
Значительная часть нефти в
танкерах - подсанкционная, то есть отправлена из России, Ирана или Венесуэлы
По словам партнера Kept,
руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максима
Малкова, сложившаяся ситуация не является невозможной, но достаточно
экстраординарна. Подобное наблюдалось в 2020 году в период пандемии и было
обусловлено сильным снижением мирового спроса на нефть. Если данные Bloomberg
достоверны, то на рынке формируется дополнительный "навес
предложения", который может оказать давление на цены. Если данные неточны
или преувеличены, то это выглядит как попытка информационной интервенции с
целью манипуляции ожиданиями рынка.
Оговорка про "достоверные
данные" не случайна. За последнее время в информационном поле было столько
вбросов про "отказ от российской нефти" и "падение нефтяного
экспорта из нашей страны", что слепо верить таким сообщениям уже не
получается.
Но если все же данные верны, то,
как поясняет руководитель департамента по работе с клиентами компании AMCH
Даниил Тюнь, виноваты санкции и переизбыток предложения. Санкции затрудняют
торговлю: многие порты и компании отказываются принимать российскую и иранскую
нефть, опасаясь нарушить ограничения. Например, индийские нефтеперерабатывающие
заводы (НПЗ) в последние недели начали отказываться от некоторых партий
российской нефти - даже по ранее заключенным контрактам, не принимая груз в
портах. Крупнейшие индийские компании (HPCL, BPCL, Reliance и другие, суммарно
обеспечивающие около 65% индийского импорта из РФ) приостановили новые заказы
на декабрьские поставки. Одновременно китайские госкомпании временно заморозили
закупки морской российской нефти после санкций против "Роснефти" и
"Лукойла", что уже привело к распродаже сортов типа ESPO
(поставляется в основном в Китай) со скидками в китайских портах. Потеря
основных покупателей вынуждает экспортеров из России отдавать сырье дешевле менее
крупным трейдерам или в "теневой флот", либо же держать нефть на
плаву в ожидании покупателей.
Эксперт уточняет, что подобные
объемы нефти в море на плаву наблюдались разве что весной 2020 года, когда
резкое падение спроса из-за пандемии заставило трейдеров складировать нефть в
танкерах. Но сейчас, в отличие от 2020 года, мировое потребление нефти не
падало катастрофически - напротив, рост предложения опередил спрос, а санкции
создали логистические узкие места.
Схожие объемы нефти в море были
весной 2020 года из-за падения спроса в пандемию, но сейчас мировое
потребление, наоборот, растет
Сложившаяся ситуация едва ли
продлится долго. Слишком большой объем нефти поставляют на рынок попавшие под
санкции страны, да и мировой танкерный флот не резиновый. Вероятнее всего,
будут найдены обходные пути поставок, налажены новые цепочки торговли и
расчетов. Для России в этой ситуации плохо то, что ждать роста котировок
барреля в таких условиях не приходится. Начальник аналитического отдела
инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олег Абелев считает, что в
ближайшие месяцы цены на эталонные сорта будут под давлением. Минэнерго США
прогнозирует дальнейшее снижение цены из-за роста мировых запасов. И дисконт на
российскую нефть увеличится, чтобы компенсировать покупателям санкционные
риски. А это ударит по доходам России, приведет к снижению выручки не в разы,
конечно, но на несколько миллиардов долларов в год.
Как замечает аналитик Freedom
Finance Global Владимир Чернов, дисконты на российскую экспортную нефть Urals
по состоянию на 10-12 ноября в портах отгрузки на Балтике расширились до 19-20
долларов к эталону Brent. Это максимум года и прямое следствие санкционных
рисков. В портах Азии картинка мягче, но тренд на расширение тоже заметен. При
новых отказах НПЗ от импорта и дефиците "темного" страхования дисконт
может на время уйти к 20-22 долларов за баррель. Снижение обратно к 5-12
долларам с барреля возможно только при стабилизации расчетов и переадресации
грузов на устойчивые торговые каналы. Ситуация ненормальная для логистики и цен,
а главный драйвер - это санкционные ограничения и разрыв цепочек, а не
классический избыток предложения, который лишь усиливает эффект. Это давит на
Brent и расширяет скидки к российским сортам. Базовый прогноз до конца года при
отсутствии геополитических шоков - это дешевая нефть Brent и широкие дисконты
Urals к ней.
Схожий прогноз делает Тюнь. Но
подчеркивает, что рынок нефти имеет встроенные стабилизаторы: низкие цены лечат
сами себя, стимулируя рост спроса и сокращение предложения. К 2027 году
ожидается более сбалансированная обстановка - с умеренно высокими ценами
(восстановление к 65-70 долларам за баррель) и меньшими скидками на российскую
нефть. Тем не менее период легкодоступной дешевой нефти может продлиться еще
несколько кварталов, пока излишки (в том числе те самые плавучие хранилища) не
найдут своих покупателей или не заставят производителей притормозить добычу.
Сейчас же потребители могут временно выиграть от более дешевого топлива, а вот
странам-экспортерам, особенно находящимся под санкциями, предстоит пережить
сложный период снижения нефтяных доходов и адаптации к новым рыночным условиям.