В следующем году сразу два производителя планируют выпустить серийные легковушки, работающие на метане

Автомобилей, работающих на газе, в России мало. Количество зарегистрированных газомоторных машин составляет около 0,2% от всего автопарка, насчитывающего более 49 млн единиц. Причина — дефицит топлива и отсутствие серийных машин с газомоторном оборудованием. В следующем году сразу два производителя планируют выпустить серийные легковушки, работающие на метане, что даст стимул развития инфраструктуры. Метан не там Машины, использующие газ (метан или пропан-бутановую смесь) как топливо, не пользуются спросом, хотя расходы на содержание таких транспортных средств могут быть на 30-50% меньше, чем у машин, потребляющих традиционное топливо. Кроме того, продукты сгорания газа в двигателе наносят гораздо меньше вреда окружающей среде. Отсутствие спроса нередко объясняют тем, что в стране слабо развита сеть автогазозаправочных станций (АГЗС). Газомоторное топливо бывает двух типов: смесь пропан-бутана и метан. По данным ПАО "Газпромнефть", сегодня в России насчитывается 3,5 тыс. пропан-бутановых станций и не более 350 метановых. АГЗС зачастую расположены в неудобных для потребителя местах — вдалеке от городских инфраструктурных объектов, что продиктовано повышенными требованиями к безопасности при обращении с газом. Для сравнения: в Китае более 6,5 тыс. газовых автозаправок. "Стоимость строительства газозаправочной станции примерно в два раза превышает стоимость строительства традиционной АЗС. Для того чтобы затраты окупились, трафик одной АЗС должен достигать хотя бы 400 заправок в сутки. Сегодня он редко превышает 40 заправок",— объясняет директор департамента развития бизнеса дирекции региональных продаж "Газпром нефть" Виталий Ползик. По его словам, пока газомоторный автомобиль далеко не для всех выгоден. Его цена выше традиционного. Чтобы разница окупилась, может потребоваться несколько лет. Сейчас переход на газомоторную технику становится экономически выгодным при пробеге примерно от 100 тыс. километров в год. Поэтому рынок газомоторного топлива развивается в основном за счет муниципального транспорта, преимущественно пассажирского, который имеет большие пробеги. Еще одна причина низкого спроса — недоверие потребителей к оборудованию, установленному вне завода. По словам начальника отдела эксплуатации "Мостакси" Дмитрия Абрамейцева, использование газомоторного топлива представляется небезопасным, снижающим надежность и эксплуатационные характеристики машины. "Мы не используем автомобили, потребляющие газ. Кроме плохой доступности заправочных станций газовый баллон, размещаемый в багажнике, значительно сокращает полезное пространство машины, клиенты не уверены в безопасности оборудования, что вызывает у них беспокойство,— говорит господин Абрамейцев.— Раньше, когда мне приходилось иметь дело с газомоторными машинами, на них периодически возникали утечки газового топлива. Газ не имеет такого сильного запаха, как бензин или дизель, поэтому его утечки могут проходить незаметно". Вместе с тем он отметил, что использование газа позволяло значительно сократить расходы на топливо до 30%. "Сегодня многие понимают, что газ как автомобильное топливо может быть выгодным. Но в стране нет развитой сервисно-сбытовой сети газомоторного оборудования. Его установкой на легковые автомобили занимаются авторизованные техстанции. Проведение таких работ — это технологическое изменение машины, которое должно отмечаться в техпаспорте транспортного средства в ГИБДД и в дальнейшем требует обязательного контроля и обслуживания. Но у нас многие эти изменения никак не регистрируют. Поэтому и точной статистики рынка газомоторных машин нет,— говорит начальник отдела аналитики компании "Автостат" Андрей Топтун.— Важно и другое — в случае технологического изменения автомобиль лишается дилером гарантии". Для того чтобы автомобиль оставался на гарантии, изменения в конструкцию должен вносить сам автопроизводитель. В России легковые автомобили с газотопливным оборудованием серийно не выпускаются. В сегменте легких коммерческих машин (LCV) есть газомоторный вариант модели "Газель", выпускаемой на ГАЗе. Автомобиль оснащается оборудованием итальянской фирмы OMVL. Вариантов оборудования два — под пропан-бутановую смесь (LPG) или под природный газ метан (CNG). Для стимулирования спроса государством реализуется программа, в результате которой к 2020 году в городах с населением от 1 млн человек половина общественного транспорта и автотехники коммунальных служб должна быть переведена на газ. На эти цели из федерального бюджета выделяется почти 110 млрд руб. "Объем государственных субсидий покрывает закупку примерно 1,2-1,4 тыс. единиц газомоторной техники в год. А всего в России за год закупается порядка 2-3 тыс. единиц газомоторного транспорта. Чтобы развитие газозаправочной инфраструктуры стало оправданным, ежегодный прирост должен быть раз в десять больше",— говорит господин Ползик. Газ для всех СП Ford-Sollers планирует в следующем году начать производство газомоторного легкового автомобиля. Сейчас технология отрабатывается на базе модели Ford Focus. По словам первого вице-президента компании Адиля Ширинова, прототип доказал, что может эксплуатироваться во всех климатических зонах России и демонстрирует экономию расходов на топливо при сохранении рабочих параметров двигателя, работающего на бензине, в том числе показателей мощности и крутящего момента. Двигатель прототипа использует природный газ метан, он считается наиболее экологичным и безопасным и в отличие пропан-бутана не содержит примесей, негативно влияющих на ресурс и эффективность работы мотора. Метан при утечке улетучиваются, а не скапливается в нишах, как более тяжелый пропан-бутан. Сегодня на автозаправках цена природного газа составляет около 13 руб. за 1 куб. м, эквивалентный объем пропан-бутана стоит 19 руб. за литр. "Чтобы предложить продукт по цене, которая сможет заинтересовать потребителя, необходимо производить не менее 30 тыс. таких машин в год. Мы уже начали вести переговоры с компаниями, содержащими большие автопарки. Наша главная задача сейчас доказать потребителю, что наш продукт будет для них экономически выгодным",— рассказал господин Ширинов. Отметим, что автомобиль, использующий метан, уже есть у АвтоВАЗа. Это Lada Vesta CNG. Ее сертификация для продажи на рынке завершается. В декабре будет выпущена предсерийная партия. "Мы будем готовы выпустить партию Vesta CNG для крупного корпоративного заказчика. Чем выше будет тираж, тем более привлекательной будет цена, и тем более современным будет вариант оборудования",— пояснил представитель АвтоВАЗа. В "Газпром нефти" говорят, что рассматривают в долгосрочной перспективе метан как основную альтернативу нефтепродуктам в качестве моторного топлива, в том числе в массовом сегменте. Но в обозримом будущем рынок будет развиваться прежде всего за счет перевода на метан общественного транспорта, спецтехники дорожно-коммунальных служб, сельхозтехники, а также автопарков частных пассажирских и грузовых перевозчиков. Дмитрий Панов  
Комментарии