15 апреля 2016 г. в Ростове-на-Дону прошёл Первый Донской топливный форум, на котором обсуждалась специфика регионального топливного рынка. Организаторы мероприятия – журнал «Эксперт ЮГ» и консалтинговая компания «ОМТ-Консалт». Форум состоялся при поддержке Министерства промышленности и энергетики Ростовской области и Российского топливного союза, информационным партнером форума выступило ИА Аи92.
Для юга России в целом и Ростовской области в частности нефтегазовая индустрия в последние годы выступает одним из ключевых локомотивов экономического роста — как в сфере развития переработки, так и в сферах транспорта и автозаправочных сервисов. «Журнал «Эксперт Юг» в рамках проводимых исследований ежегодно измеряет общий инвестиционный портфель региона, и если в 2008 году инвестиционные проекты в сфере ТЭК занимали 11 %, то по результатам 2014 г. – уже 50 %. Это говорит о том, что в этом секторе есть значительная инвестиционная активность, которая порождает активность в других секторах, потому что, безусловно, это огромный потребительский рынок. Это сектор, который платит налоги и от которого зависят решения целого ряда социальных проблем. Всё это на юге имеет свою специфику. Игроки рынка видят, что у юга особенные перспективы», - отметил Владимир Козлов, генеральный директор, главный редактор журнала «Эксперт Юг».
На пленарном заседании форума обсуждались вопросы ключевых задач для регионального ТЭК, проблемы качества и доступности топлива, новые технологии на службе отрасли, потенциал регионального рынка, а также эффективное взаимодействие игроков рынка с надзорными структурами.
В ходе пленарного заседания был поднят важный вопрос, касающийся цен на нефтепродукты для мелкого опта. Своим опытом по созданию прозрачного механизма маркировки цен поделился вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов: «Сегодня есть маркеры цен по крупному опту – это биржа, есть маркеры цен по рознице – все понимают, какая средняя цена в регионе, стране, любом населенном пункте. Непонятна цена, которая формируется по мелкому опту. Это скрытый механизм, который по сути привязан какими-то корреляциями к крупнооптовой цене, но на какой день цена поднимется или опустится – это загадка. Наша инициатива была в этом году – создать справедливый маркер цены по мелкому опту – это баланс спроса и предложения, прозрачный механизм на бирже – а именно стимулировать вывод мелкого опта на биржу».
Топливный рынок ЮФО и Ростовской области признаётся одним из самых привлекательных в стране, что создаёт хорошую почву для дальнейших работ. Однако по части внутренних коммуникаций региональный рынок остаётся незрелым. Каждый игрок решает свои проблемы самостоятельно, в то время как активность региональных игроков в отраслевой области может пойти на пользу всей отрасли. Мысль об объединении компаний для более конструктивного диалога с властью и крупными структурами была поддержана самими компаниями, профильным министерством и надзорными органами. И эту мысль можно назвать главным итогом работы форума. «На юге нет организаций, который входят в Российский топливный союз. Юг не представлен в виде консолидированного сообщества. Поэтому я призываю организовывать такие общественные организации, где консолидированная позиция будет представлена не от лица своей компании с личным меркантильным интересом, а от лица общества», - предложил Ринат Фаттахов.
Владимир Клименко, начальник управления предприятий топливно-энергетического комплекса министерства промышленности и энергетики Ростовской области, отметил: «Развитие рынка нефтепродуктов важно для Ростовской области так же, как в целом для всей страны. На это нацелены не только сами участники рынка, но и государственные органы власти, а в какой-то степени и сами потребители. 2016 год в Ростовской области решением Губернатора объявлен годом донского бизнеса. В форуме приняли участие в основном представители такого бизнеса нашей Ростовской области: оптового и, самое главное, розничного – это те, кто ближе находятся к потребителям. Топливный рынок стал не просто местом продажи ресурса в виде бензина, дизельного топлива, но уже в какой-то степени формируется как сервисная услуга по обслуживанию техники автомобиля, по предоставлению комфортного размещения на краткосрочный период и т.д.».
Специфика Южного федерального округа и Ростовской области в нефтегазовой отрасли была подробно описана и подтверждена статистическими данными коммерческим директором консалтинговой компании «ОМТ-Консалт» Радиком Саитовым: «Сегодня в Ростовской области на тысячу жителей 290 автомобилей. По прогнозам Автостата к 2020-2025 гг. планируется, что количество автотранспортных средств увеличится на 32 % и достигнет 390 автомобилей на тысячу человек. Ростовская область – это транзитный регион. Транспортная инфраструктура будет развиваться. Мы видим потенциал Ростовской области. В этом году мы ожидаем, что тренд на рост транспортного потока в этом направлении сохранится».
В первой сессии «Региональные стратегии операторов топливного рынка» обсуждалось развитие розничного рынка АЗС, мелкооптового рынка топлива, условия для эффективного бизнеса и социальная ответственность и экология.
В условиях положительной динамики транзитного потока важным становится вопрос уровня обслуживания АЗС. «Мы всё чаще слышим от крупных сетей АЗС, что они становятся больше сетями магазинов, при которых находятся АЗС и топливо. Т.е. очень большой акцент делается на сопутствующие товары», - сообщил Вадим Емелиян, руководитель направления кафе ООО «РусХОЛТС». На примере кофейного вопроса компания продемонстрировала, как можно грамотно получить прибыль в сотрудничестве с АЗС.
Уровень обслуживания на АЗС зависит и от правильного подбора кадров. «Самыми востребованными и дефицитными являются вакансии рядовых специалистов. На одну вакансию оператора АЗС приходится меньше двух резюме», - констатировала Анна Каминская, координатор регионального маркетинга Headhunter.
Максим Дьяченко, управляющий партнёр компании ООО «Петролеум-Трейдинг», рассказал о существующих на рынке рисках: «Мы анализируем крупнейших конкурентов, у большинства собственный капитал потерян. Т.е. сумма рисков выше собственного капитала. И система риск-менеджмента – это не панацея, она не даёт полностью избежать всех потерь. Такая проблема существует. И случаи с мошенничествами, с недобросовестными контрагентами имеют большое негативное влияние на наш рынок. И мы призываем всех участников рынка этим вопросом озаботиться».
На третьей сессии обсуждались технологии привлечения объемов реализации топлива на АЗС, технологии развития кафе при АЗС, гостеприимный сервис на АЗС, современные тенденции оформления интерьера/экстерьера АЗС, а также брендированное топливо: алгоритм успешного запуска.