Платон Щукин (Редактор отдела
«Экономика»)
На российском рынке нефтепродуктов в последнее время сложилась
нестандартная ситуация, которая заключается в том, что
вертикально-интегрированные компании (ВИНК) терпят убытки из-за переработки
внутри страны и в результате поставки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)
падают. Об этом со ссылкой на источники пишут «Известия».
Проблема связана с уплатой
топливных акцизов и недостаточным возмещением их по демпферному механизму. На
этом фоне крупнейшие нефтяные компании увеличивают экспорт сырья, тем более что
из-за падения мировых цен стоимость российских сортов теперь ниже потолка и
продавать их можно свободно.
При этом акцизы на нефтепродукты
с января поднялись на уровень выше инфляции. Поэтому прокачка нефти по системе
«Транснефти» падает, а поставки за рубеж в апреле выросли на 12-14 процентов.
Для обсуждения проблемы в среду,
14 мая, под председательством вице-премьера Александра Новака состоится
совещание в правительстве. Его участники постараются найти способы не допустить
дефицита топлива на внутреннем рынке и сгладить сложившийся дисбаланс.
Опрошенные изданием эксперты не
видят каких-либо существенных угроз для финансовой устойчивости «Транснефти»,
однако в целом ситуация давит на нефтяной сектор и снижает его
привлекательность. В том числе речь идет о задержке инвестиций в модернизацию
НПЗ, что в перспективе приведет к снижению объемов переработки.
Ранее министр финансов России
Антон Силуанов признал, что нефтегазовые доходы по итогам 2025 года окажутся
заметно ниже ожиданий, что приведет к трехкратному росту дефицита бюджета.