Сергей Тихонов
В России восемь месяцев подряд, с июля прошлого года, снижаются продажи
новых электромобилей. По данным агентства "Автостат", в феврале было
продано всего 617 новых электрокаров, что в три раза меньше, чем годом ранее
(февраль 2024 года - 1905 шт.). За два первых месяца этого года в нашей стране
было куплено 1269 новых электромобилей, что на 63% меньше, чем в январе -
феврале 2024 года.
Зарядная инфраструктура для
электромобилей сосредоточена в основном в больших городах.
На начало этого года в России
было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. Их количество за два года
выросло более чем в три раза. Сейчас, несмотря на снижение продаж, по-видимому,
можно говорить о преодолении планки в 60 тыс. штук. Впечатляющая динамика
роста, но на фоне всего рынка легковых автомобилей России, насчитывающего к
концу 2024 года 47,5 млн машин, она пока едва ли заметна. А если учесть, что в
Европе, Китае и США количество электрокаров исчисляется миллионами штук, то рынок
в нашей стране выглядит очень скромно.
Рынок электромобилей в России
остается премиальным, для очень состоятельных людей
Как заметил в беседе с
"Российской газетой" заместитель председателя Комитета Госдумы по
энергетике Юрий Станкевич, наш рынок электротранспорта находится на начальном
этапе развития. Ситуация в ближайшие годы вряд ли изменится. Необходимо накопить
критическую массу электромобилей в стране: десятки тысяч единиц техники. Тогда
у инвесторов появится стимул вкладываться в инфраструктуру, управление которой
начнет приносить прибыль. Основная масса российского парка электромобилей
сосредоточилась всего в десяти регионах. На Москву и Центральный федеральный
округ приходилось 40% всех машин в стране, на Сибирский федеральный округ -
14%. То есть проникновение электротранспорта носит крайне неравномерный
характер.
Почему же так произошло? Ведь в
том же Китае сейчас активно обсуждается тренд, что электромобили начинают
всерьез теснить машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на бензине и
дизельном топливе (ДТ).
По мнению ведущего ТГ-канала
Energy Today Андрея Романчука, российский рынок электромобилей продолжает
оставаться преимущественно премиальным. По сути, это дорогие игрушки для
передвижения по городам. Отсутствие доступной электрозарядной инфраструктуры на
трассах и проблемы с ней остаются серьезным останавливающим фактором для
потенциальных владельцев. Часто электромобиль приобретается в дополнение, а не
вместо авто с ДВС. Позволить себе такую роскошь могут не многие. А цены на
электромобили даже относительно доступных моделей выше автомобилей с ДВС.
Подтверждают эти слова данные,
которые приводит Станкевич. В Концепции развития электротранспорта в России
сказано, что к 2030 году каждый десятый выпускаемый в стране автомобиль должен
быть электрическим, а число электрозаправок - возрасти как минимум до 72 тыс.
Сегодня в России не более 7,5 тыс. публичных зарядных станций, то есть уже
налицо существенное отставание от плановых показателей.
Он подчеркивает, что развивать
рынок электротранспорта правительство планировало с помощью программ поддержки
спроса (льготные лизинг, кредитование, скидки при покупке автомобиля). Такие
льготы должны были распространяться на локализованные в России модели, однако
по известным причинам планы европейских, американских, японских производителей
поменялись, а потенциальные российские производители (Атом, Автотор, Лада) пока
не обеспечивают потенциальный спрос и удовлетворительное соотношение цены и
качества.
По словам зампреда
наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена
экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева,
электромобили, появившиеся на нашем рынке, ни с какой стороны не стали разумной
альтернативой для авто с ДВС. Электрокары не дешевле, не удобней, не приносят
особых привилегий и льгот, а те, что есть, носят временный характер. К тому же
на государственном уровне у нас нет четкой позиции, стратегии развития
транспорта. То ли мы развиваем авто на газомоторном топливе (ГМТ), то ли
электротранспорт, то ли оставляем все как есть.
Как отмечает Романчук, и в
России, и в мире растут продажи не чистых электрокаров, а гибридов (ДВС +
электродвигатель), которые обладают рядом неоспоримых пока преимуществ, хотя
здесь также нет массовых моделей. Они менее завязаны на зарядную инфраструктуру
как полные "электрички", а дальность их пробега без заправки и
зарядки значительно выше традиционных авто и электромобилей (до 1000 км). Кроме
того, они обладают высокими динамическими характеристиками и эффективностью
потребления топлива, а также не настолько восприимчивы к климатическим рискам.
Но гибридные авто российской сборки на рынке отсутствуют, а также гибриды не
попадают под меры господдержки. Это вызывает дисбаланс: меры поддержки
направлены на электромобили, а спрос развивается в сегменте гибридных авто,
считает эксперт.
Что касается происходящего
восьмой месяц падения продаж электрокаров в России, то, по мнению руководителя
практики Kept по работе с компаниями автомобильной промышленности Станислава
Зингиревича, это касается всего рынка легковых авто. Продажи падают на все
автомобили, и на электромобили в том числе. Из-за высокой ключевой ставки ЦБ
кредиты стали дорогими, а цены выросли из-за повышения утилизационного сбора на
импортируемые модели. Ситуация осложняется еще тем, что, во-первых, мало
предложений по бюджетным моделям. Во-вторых, часть электромобилей везут по
параллельной схеме с отсутствием официальных дилеров в России. Кроме того,
увеличилось предложение премиальных гибридов, которые лучше подходят для
российского рынка в восприятии потребителей и отбирают долю у дорогих
электромобилей.
Как отмечает Романчук,
дополнительным останавливающим фактором для потенциальных владельцев
электромобилей в России может стать введение у нас дифференцированных тарифов
на электроэнергию. Заряжать электромобиль в частном доме может стать дороже.
Ко всему вышесказанному можно
лишь добавить, что, учитывая проблемы с электроэнергией в некоторых регионах
России, в основном на юге и востоке страны, резкий рост использования электротранспорта
едва ли возможен технически. К примеру, в США по итогам 2024 года потребление
электроэнергии электротранспортом выросло на 46%, достигнув 11,1 ТВт*ч. Это
сравнимо с годовым энергопотреблением в таких странах, как Литва, Эстония или
Босния и Герцеговина.
Как отмечает Станкевич, чтобы
развивать потребительский рынок электрокаров в регионах, предстоит устранить
сдерживающие факторы, среди которых недостаточная мощность электросетей. Кроме
того, многим рядовым покупателям цена покупки и эксплуатации электромобиля
кажется высокой по сравнению с аналогами на бензиновом или дизельном двигателе.
Это касается в первую очередь регионов с холодным климатом, где расход заряда в
батарее ускорен в полтора - два раза из-за работы печки, подогрева сидений,
руля.
Впрочем, с точки зрения эксперта
по энергетике Кирилла Родионова, отставание в развитии электротранспорта может
оказаться на руку нашей стране. "Чем позже вы начинаете развивать тот или
иной рынок, тем легче вам наверстывать отставание в силу того, что страны-лидеры
уже опробовали и внедрили инновации. Более разнообразным оказывается
технологический выбор", - говорит Родионов.
Собственно, именно таким путем
шел в свое время Китай. Почему не попробовать нам с электротранспортом?
Нет комментариев