Сергей Тихонов
Минэнерго согласно отказаться от попыток сдерживать розничные цены на
бензин и дизель в рамках потребительской инфляции. Предложение привязать цены
на АЗС к композитному индексу инфляции ведомство направило на согласование в
Минэкономразвития, Минфин, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и
Российский топливный союз (РТС). Документ есть в распоряжении "РГ".
Идея принадлежит РТС, в сентябре
вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго ее проработать. В композитном
индексе будут учитываться динамика минимальной и средней зарплаты, налоговая и
кредитная нагрузка отрасли, увеличение тарифов ЖКХ и транспорта и рост
стоимости обновления основных средств (модернизация, ремонты, кадровая ротация
и прочее). Произведен ретроспективный расчет композитного индекса на 2025 год,
он составил 14%. Потребительская инфляция, по данным Росстата, к 17 ноября
достигла уровня 5,08%. Средние цены на бензин с начала года выросли на 11,8%,
что вписывается в рамки композитного индекса, но уже сильно превышает уровень
потребительской инфляции.
Сделан расчет на 2026 год.
Композитный индекс составил 5,7%, при том что согласно прогнозу
социально-экономического развития потребительская инфляция составит 4%.
Что это означает для людей? В
этом году - ничего. Цены на АЗС и так уже обогнали инфляцию, и даже если в
оставшееся время немного просядут, едва ли вернутся в ее рамки. А вот в
следующем году, если предложение пройдет, розничные цены на бензин и дизельное топливо
(ДТ) получат право подорожать без особого внимания со стороны ФАС почти в
полтора раза сильнее, чем если останется ограничение в рамках потребительской
инфляции. К примеру, если в Москве литр бензина АИ-92 будет в декабре стоить 62
рубля, то в следующем году его цена сможет без проблем вырасти до 65,5 рубля с
ограничениями по композитному индексу и до 64,5 рубля - по потребительской
инфляции.
Другое дело, что все эти индексы
- только ориентиры. Законодательно ограничения роста розничных цен на топливо
не закреплены. И пока существует рынок, закреплены быть не могут. Но превышение
предельных значений активизирует проверки АЗС и нервирует как потребителей, так
и отрасль. К тому же за последние 5 лет рост розничных цен на топливо не
превысил (хотя бы ненамного) потребительскую инфляцию только в 2020 и 2022
годах. Превышена она, видимо, будет и в этом году. А это означает, что
изначально была выбрана неправильная установка, которую стоит поменять.
Момент обсудить изменения в
настройках топливного рынка, наверное, был выбран не случайно. Сейчас на нем
затишье, котировки бензина на бирже упали, а в рознице цены остановились и даже
немного снизились в некоторых регионах. Дорожает только дизельное топливо (ДТ),
но это, скорее, отыгрывается сезонный фактор - переход с летнего дизеля на
зимний, - который в этом году в Центральной России затянулся. Страсти поутихли,
а следующий рост цен начнется, вероятно, весной 2026 года. Есть время разрешить
все разногласия и принять общее решение.
Большинство вопросов возникает к
параметрам расчета композитного индекса инфляции. Наибольший вес (коэффициент
0,4) там имеют "повышение средней заработной платы (по данным Росстата) и
рост минимального размера оплаты труда (МРОТ)". Рост налоговой нагрузки
рассчитывается с коэффициентом 0,25, увеличение кредитной нагрузки - 0,02,
повышение тарифов ЖКХ - 0,13, рост транспортных тарифов и производственные
нужды - по 0,1. Параметры и коэффициенты приведены в документе по данным из
письма РТС.
За последние пять лет рост
розничных цен на топливо не превысил инфляцию только в 2020 и 2022 годах
Фактически получается, что в
расчет возможного роста розничных цен на топливо главный вклад будет вносить
зарплата. Чем больше получаем, тем дороже может стать бензин. Чем-то это
напоминает ситуацию из старого советского фильма "Ищите женщину",
когда работодатель повышает зарплату сотруднице с января и одновременно
увеличивает ей плату за квартиру, поскольку дом принадлежит ему.
Как замечает заместитель
председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, предложенные РТС
критерии, например динамика заработных плат, нуждаются в аргументированном
обосновании. В противном случае существует риск создания прецедента и для
других отраслей, который будет дополнительно раскручивать маховик инфляции в
экономике в целом.
При этом он считает, что
предложения РТС заслуживают развернутого обсуждения, поскольку как минимум
обнажают чувствительные проблемы ценообразования на рынке нефтепродуктов. Судя
по расчетам, представленным и РТС, и Минэнерго, применение композитного индекса
не приведет к существенному росту розничных цен, но позволит всесторонне
учитывать затраты компаний, владеющих АЗС.
В документе Минэнерго говорится,
что текущие розничные цены не обеспечивают маржинальность реализации топлива на
АЗС. По оценке РТС, в среднем валовая маржа розницы при покупке топлива в
мелком опте в ноябре этого года составила минус 6,3 рубля за литр, с учетом
затрат.
По словам гендиректора
маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, "инфляция
минус" - привычная для отрасли формула, однако ее исполнение становится
все менее достижимым на фоне расхождения динамики топливных и всех прочих цен.
В следующем году эта разница может стать еще более высокой, с учетом торможения
инфляции. Предложенный регуляторами индекс задает новые границы нормы. В этом
же ряду - мораторий на отмену демпфера (субсидии нефтяникам из бюджета за
поставки топлива на внутренний рынок), который будет действовать до мая следующего
года. Это, в свою очередь, создает риски роста биржевых цен, даже несмотря на
их текущую стабилизацию. Поскольку бензин на бирже закупают трейдеры и
крупнейшие из независимых сетей АЗС, рост биржевых цен будет транслироваться в
розницу. Отсюда и желание регуляторов задать новый ориентир. Но важно помнить,
что от смены термометра погода за окном не изменится.
По оценке Минэнерго, розничная
торговля топливом на АЗС сейчас в среднем убыточна
По мнению управляющего партнера
NEFT Research Сергея Фролова, идеи Минэнерго и РТС - здравые, хоть и запоздалые
(отвязка цен на АЗС от средней инфляции напрашивалась еще пару лет назад).
Сегодня получается абсурдная ситуация: цены на бирже являются рыночными,
отражают баланс спроса и предложения и реагируют на новостные поводы, а цены на
АЗС, по сути, в ручном режиме при помощи ФАС удерживают в рамках инфляции. Это
вдвойне абсурдно в этом году на фоне резкого роста акцизов топлива в начале
года. Цены должны были вырасти сверх инфляции на 2,0-2,5 рубля за счет роста налоговой
нагрузки. Такая ситуация привела к тому, что в этом году с начала лета торговля
бензином зачастую имеет отрицательную маржу. При этом показатели рентабельности
основного бизнеса на АЗС в этом году настолько плачевны, что стонут уже не
только независимые (где наблюдается достаточно стабильный тренд на сокращение
числа работающих заправок), но и АЗС больших нефтяных компаний. Конечно,
де-факто предложение Минэнерго подтолкнет цены на АЗС вверх, но гораздо хуже,
если продолжатся сокращение количества заправок и предложения топлива в
рознице, полагает Фролов.
Как отмечает зампред
Наблюдательного совета Ассоциации "Надежный партнер" , член
экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, предложенные
меры - это очередная попытка что-то донастроить в ручном режиме. Пока у нас
отсутствует адекватная топливная стратегия, не определено необходимое
количество АЗС для страны, такая ситуация сохранится.
По мнению Станкевича, если ретейл
ставит вопрос о повышении рентабельности, то уместно рассмотреть варианты
поддержки отдельных групп граждан, в зависимости от материального положения,
или иные существенные условия, определяющие основания для получения льгот на
покупку топлива. Тем более что такие примеры адресной поддержки мы видим в ЖКХ,
электроэнергетике, при оказании транспортных и иных услуг.