Насколько экологичны электрокары в производстве, эксплуатации и
утилизации, рассказывает управляющий директор по рейтингам устойчивого развития
«Эксперт РА» Елена Жанахова.
— Рост средней температуры на
Земле сопровождается масштабными природными катаклизмами, все острее встает
вопрос о необходимости реализации эффективных решений для смягчения изменения
климата. Одним из инструментов снижения выбросов парниковых газов является
развитие экологически чистых видов транспорта, в том числе отказ от автомобилей
с двигателями внутреннего сгорания в пользу электротранспорта. Суммарное
влияние электромобиля на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла,
включающего производство, эксплуатацию и утилизацию, существенно ниже, чем у
автомобилей на бензине или дизеле. Использование зарядных станций, работающих
от зеленых источников энергии, делает электротранспорт на этапе эксплуатации
еще экологичнее.
При этом изготовление и
утилизация электромобилей, к сожалению, не настолько экологичны, как хотелось
бы. С точки зрения производства кузовных деталей воздействие на окружающую
среду практически не зависит от типа автомобиля. Другое дело — один из ключевых
элементов: аккумуляторная батарея. Наиболее распространенные и современные —
литийионные батареи, производство которых энергоемкое, кроме того, для
извлечения и переработки лития требуется большое количество водных ресурсов. В
настоящее время ведутся разработки передовых технологий, направленных на
снижение экологического воздействия процессов добычи лития, что способствует
формированию более устойчивого и экологически безопасного подхода к
удовлетворению растущего спроса на этот важный ресурс.
Утилизация электромобилей и
автомобилей с ДВС схожа в базовых этапах разборки, сортировки и переработки
материалов, но отличается сложностью и спецификой обработки литийионных батарей
и электронных компонентов в электромобилях. Литий, кобальт и никель, входящие в
состав батарей, представляют угрозу для окружающей среды, если они не будут
правильно утилизированы. На данный момент в России инфраструктура для
утилизации электромобилей находится на стадии развития. Переработкой литиевых
аккумуляторов в России занимаются два предприятия: ярославский НЭК и
челябинский «Мегаполисресурс».
Кроме того, в рамках
национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Инфраструктура
для обращения с отходами I–II классов опасности», предусматривающий
строительство семи производственно-технических комплексов по утилизации и
обезвреживанию сложных промышленных отходов, в том числе по переработке
литийионных батарей в Нижегородской области (Дзержинск). Общая
производительность составит до 50 тыс. тонн в год, технология глубокой
переработки даст возможность извлекать около 15 позиций вторичных ресурсов,
которые впоследствии будут использоваться в новых литийионных аккумуляторах на
строящейся фабрике в Калининградской области, входящей в периметр «Росатома».
Несмотря на увеличение числа электротранспорта в России, его объем все еще
недостаточен для необходимости масштабирования инфраструктуры утилизации.
Однако с дальнейшим развитием этого сегмента рынка можно прогнозировать
создание новых предприятий и развитие технологий переработки.
Тем более что успешные примеры
эффективной утилизации аккумуляторов электромобилей уже существуют в Норвегии,
США, Китае, Японии, Франции и других странах. Лидирующую позицию в области
утилизации аккумуляторов электромобилей, в том числе благодаря своему статусу
крупнейшего производителя электромобилей в мире, занимает Китай. На
законодательном уровне введены обязательные требования к производителям по
сбору и переработке отработанных аккумуляторов. Ведущие компании CATL и BYD не
только занимаются производством аккумуляторов, но и создают собственные
программы их переработки. Формируется основа экономики замкнутого цикла, что
является важным шагом к экологически чистому будущему.