Прокуратура и представители других контролирующих органов действуют по поручению Владимира Путина. При подготовке "прямой линии" президент получил тысячи обращений - водители жаловались на плохой бензин, из-за которого выходят из строя двигатели. Первые заключения специалистов подтверждают - примерно треть взятых проб не соответствуют нормам.
О визите контролёров на заправке знали ещё три дня назад. Никакой внезапности — таков порядок плановых проверок. И, тем не менее, полностью привести в порядок все документы даже тут не успели. Это совместная проверка Росстандарта и прокуратуры. Специалисты отбирают пробы, опечатывают их, анализируют документы, а после лабораторных исследований прокуроры будут давать уже правовую оценку результатам, есть тут уголовное преступление или нет.
"Порядка 34 процентов результатов испытаний — отрицательные. Как правило, превышение массовой доли серы. Часто нарушение документации, обязательно на колонках должен быть класс, наименование топлива", - говорит начальник территориального отдела ЦМТУ Росстандарта по Рязанской области Валентина Муха.
Водитель чаще всего и не замечает, что топливо некачественное. Тем более что современные двигатели умеют подстраиваться под октановое число. А то, что выхлоп грязный, что мотор и каталитический нейтрализатор постепенно выходят из строя — этого водитель сразу и не заметит.
В Интернете множество роликов, на которых сняты последствия работы мотора на некачественном бензине — вот из топливной системы вместо прозрачного бензина вливается черная жижа, а здесь мы видим топливный бак с каким-то прозрачным гелем, точно такой же гель наглухо забил детали двигателя.
Решение привлекать к проверкам АЗС прокуратуру было принято на апрельском совещании президента с кабинетом министров. Владимир Путин говорил, что много вопросов о качестве топлива поступило от автовладельцев во время прямой телефонной линии: "Мы помним с вами известный фильм "Джентельмены удачи", там чем бензин разбавляли, помните? А у нас чем разбавляют сегодня? И мы вообще когда-нибудь сможем положить конец этой практике? Это же хищение на самом деле. Это ведёт не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их нужно чаще, чем положено, и так далее. Это просто обман покупателя на самом деле. И что, нет ни одного привлечённого за это? Давайте мы так договоримся. Я попрошу Генеральную прокуратуру, чтобы она вместе с вами, вместе с другими заинтересованными ведомствами, структурами проанализировала ситуацию в этой сфере и чтобы вы все вместе сделали соответствующие предложения".
После этого совещания к плановым проверкам Росстандарта подключилась прокуратура. Как говорят специалисты, качество топлива непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах не вызывает нареканий. Химичат чаще всего именно на АЗС.
"Ежегодно нами отмечается содержание серы в бензине и дизельном топливе достаточное большое — в 2-3 раза, на некоторых АЗС даже в 30 раз превышает. А наличие серы в выхлопных газах непосредственно влияет на состояние человека", - сказала главный специалист отдела экологической безопасности и контроля администрации г. Иркутска Валентина Сафонова.
А вот недолив бензина встречается редко. Гораздо безопаснее и выгоднее продавать низкосортный бензин, смешивая его с вредными химическими добавками.
"Недолив — в Махачкале уже мало где это, потому что люди понимают, что это не в их интересах и терять клиентов не хотят", - говорит госинспектор Росстандарта Мамма Омаров.
Пока прокуроры только наблюдают за работой специалистов. Для того чтобы определить качество топлива, нужно несколько дней. А вот уже после, когда результаты исследований будут на руках, подключится и прокуратура. В любом случае, увидев среди проверяющих людей в синих мундирах, владельцы АЗС будут по-другому относиться к качеству топлива.
Комментарии