Давно в России не было дефицита бензина. Уже не молодые сейчас
миллениалы в прошлый раз только пошли в школу, и очереди перед бензовозами на
трассах помнят лишь обрывками. В отличие от 1990-х, сейчас проблемы точечные, в
считаных регионах, и лишь на юге и Дальнем Востоке. Но «Фонтанка» просто обязана
ответить на вопрос: будет ли в Петербурге дефицит бензина?
На ситуацию с бензином в стране
могут влиять остановки нефтеперерабатывающих заводов, которые отправляются на
плановый ремонт или выходят из строя из-за других известных событий, которые
невозможно спрогнозировать. Однако, говорят игроки отрасли, в Минэнерго,
которое курирует нефтепереработку в РФ и управляет топливными запасами,
отчитываются, что всего будет в достатке.
— Минэнерго говорит, что у них
все под контролем. Они владеют полной картиной, и если они говорят, что все
хорошо, то обеспеченность топливом не пострадает, — поясняет отраслевой
эксперт.
Первым и пока единственным главой
региона, официально признавшим дефицит топлива, стал глава Крыма Сергей
Аксенов. Там завершается курортный сезон, отдыхающие массово разъезжаются на
своих машинах, плюс уборочная кампания. Ну и глупо делать вид, что ничего не
происходит: конечно, ряд снабжающих полуостров нефтеперерабатывающих заводов
были вынуждены выйти в незапланированные ремонты.
Во всех остальных регионах,
откуда приходят массовые сообщения о нехватке бензина, власти все же
настаивают: перебои носят сиюминутный характер, в ближайшие дни ситуация
наладится. И особо подчеркивают: многие панические сообщения пишутся с не
российских IP-адресов.
Представитель крупной топливной
сети терпеливо объяснил «Фонтанке»: логистика бензина в стране выстроена так,
что авария на каком-то НПЗ даже в теории неспособна нарушить поставки на АЗС.
Бензин, который производится на заводе, не идет из трубы ректификационной
колонны прямиком на заправки. Станции снабжаются не с НПЗ, а с нефтебаз. Их в
каждом регионе десятки, и запасы топлива на них намного превосходят суточные и
даже недельные потребности городских автомобилистов.
Если на какой-то конкретной базе
и возникает нехватка топлива, то АЗС, которые получают с нее бензин, имеют
возможность заключить договор с другой, где бензин есть, и перенаправить свои
бензовозы туда. И да, на эти бухгалтерские и бюрократические формальности
иногда требуется несколько дней. Отсюда где-то в регионах и появляются
заправки, на которых какое-то время нет какого-то вида топлива.
Кто действительно может
испытывать затруднения с поставками топлива, так это частные заправки, говорит
собеседник «Фонтанки»:
— Топливо на бирже продают
вертикально интегрированные нефтяные компании, и у них есть определенные
проценты, которые они должны продавать на бирже. Если, допустим, завод вышел из
строя, они в первую очередь обеспечивают свои розничные сети.
Ну и классика: если, поддавшись
на слухи, одновременно все автомобилисты города съедутся на одну заправку,
бензин на ней кончится очень быстро. И можно будет делать страшные фотографии и
писать панические посты в интернете.
В России работают 38 НПЗ
мощностью свыше 1 млн тонн в год. Их реестр ведет Минэнерго совершенно
официально и в открытом доступе. Основной снабжающий Петербург завод в Киришах
— второй по величине в стране, способен перерабатывать 21 млн тонн нефти в год.
Также в пятерке Омск (первое место, 22 млн тонн), Рязань, Нижний Новгород и
Ярославль.
К сегодняшнему дню не существует
жесткой привязки снабжения регионов какими-то конкретными НПЗ. Например, в
Петербург кроме Киришей, на которые приходится около половины потребляемого в
городе топлива, бензин везут из Ухты («Лукойл»), Москвы («Газпром нефть»),
Рязани и Поволжья («Роснефть»). Ну и надо повторить: случись что на любом из
этих заводов, на заправках конкретной сети бензин не закончится. Ведь на АЗС
его привозят не с заводов, а с местных нефтебаз, на которых накоплены солидные
запасы.
— На данный момент, конечно, есть
определенный дефицит по топливу на бирже, плюс очень высокие биржевые цены, —
говорит собеседник «Фонтанки».
Текущая ситуация сложилась из-за
того, что на юг страны, где была парализована работа нефтепереработчиков,
топливо перенаправили из Центральной России.
— Мы также покупаем топливо на бирже. В продаже оно есть, а раз оно продается, значит, там рассчитывают на то, что оно будет отгружено в пределах установленных сроков. Но топливо в наличии в таком количестве, которое не позволяет опустить цену ниже, чем есть, — отмечает он.

Источник: Фонтанка.ру
«Фонтанка» на всякий случай позвонила
представителю одной из крупнейших в Петербурге сетей АЗС и попросила его дать прогноз
положения дел на рынке. Связанные с этой сетью НПЗ также подвергались атакам
беспилотников и вынуждены были ремонтироваться. Однако, что касается поставок в
розничную сеть, в компании заверили: в Петербурге нет и не предвидится никаких
признаков дефицита. Нефтебазы работают в обычном режиме, снабжение не нарушено,
да и не может быть нарушено.
Сопровождаться сложностями, по
словам отраслевого эксперта, может осенний переход на зимние сорта топлива, но
они как раз-таки из разряда привычных.
— Весной бензины дорожают на фоне
периода отпусков, дизельное топливо — перед посевной. Осенью — своя история.
Период производства зимнего дизеля не может начаться с больших объемов, он
выходит на рынок постепенно. Это связано с технологическими процессами, требующими
времени на перестройку, но потом все выравнивается, — пояснил представитель
топливной отрасли.
Главной превентивной мерой против
опустошения рынка собеседник назвал действующий сейчас запрет на экспорт
бензина. Высказывались идеи сократить и экспорт дизельного топлива.
Лебедев Денис Руководитель отдела "Бизнес"
Вязовкина Наталья