Логистические компании и те, кто регулярно использует транспорт в целях
бизнеса, ищут новые способы закупки топлива для своих автопарков. Большинство
существующих на рынке решений недостаточно прозрачны, то есть не позволяют
отслеживать частоту заправок, расход топлива на сотрудника и множество других
критериев.
От 75% до 92% предприятий в
России считают традиционные способы закупки топлива для своих корпоративных
автопарков недостаточно прозрачными с точки зрения ценообразования. Об этом
говорит опрос HeadHunter, в котором приняли участие 2076 представителей
транспортных компаний.
Опрос показал, что в настоящее
время компании обеспечивают свои автопарки топливом четырьмя распространенными
способами. Первый — это использование корпоративных топливных карт (65%
респондентов указали на этот способ заправки своих машин). 23% предприятий
закупают топливо напрямую у нефтяных компаний (или у АЗС). Еще 10% выбирают
способ, когда водители заправляют транспорт сами и потом компенсируют эти
затраты по чекам. Наконец, 6% используют мобильные приложения банков или
специальные сервисы оплаты топлива.
В ходе опроса только 27%
респондентов указали, что при оплате корпоративными топливными картами
существует честное и прозрачное ценообразование. Остальные же 63% опрошенных
отмечают, что такой механизм имеет свои изъяны. И, в частности, он не
гарантирует защиту от хищений. Увы, растрата автомобильного топлива многие
десятилетия считается проблемой корпоративных автопарков в России. По оценкам
Института национальной энергетики, ежегодный объем нелегального автомобильного
топлива в РФ, которое похищается как у топливных компаний, так и в
корпоративных автопарках, сейчас составляет от 1 млн до 3 млн тонн, при этом
нехватка налоговых сборов от таких теневых операций составляет примерно от 5
млрд до 15 млрд руб.
Риски использования топливных
карт связаны с тем, что такое средство платежа можно передать другому человеку.
В этой связи сейчас в России образовался теневой рынок их перепродажи. Также в
последнее время поступает все больше жалоб на то, что на рынке топливных карт
активизировались мошенники. По сообщениям «Лаборатории Касперского», из-за
кибератак они получают несанкционированный доступ к данным топливных карт или
даже осуществляют их клонирование. Кроме того, топливную карту можно потерять,
и за ее восстановление придется дополнительно платить. И еще часто провайдеры
взимают дополнительные комиссии за обслуживание или транзакции по топливным
картам, а это увеличивает общие расходы.
Что касается других способов
оплаты топлива, то высокие оценки получил способ закупки напрямую у
производителей автомобильного топлива, так как в этом случае можно получить
самые большие скидки. Однако такой подход могут позволить себе только компании
с прогнозируемым значимым потреблением бензина или дизеля и с очень большим
корпоративным автопарком.
Часть предприятий выбирает схему,
когда водители заправляют транспорт сами и потом компенсируют эти затраты по
чекам или же водителям выдают деньги под последующую обязательную отчетность.
Но такой механизм обеспечения топливом продемонстрировал самый низкий уровень
доверия: в опросе HeadHunter выдачу денег под отчет только 3% респондентов
назвали честным и прозрачным с точки зрения ценообразования. И только 6% так
оценивают механизм компенсации по чекам.
Столь низкая оценка прозрачности
связана с тем, что по чекам почти невозможно контролировать, какой автомобиль и
каким топливом был заправлен на средства компании. Сотрудник в этом случае
может заправлять сторонние машины или же заливать в бак более дешевое и
некачественное топливо. Но главное — возникает рост нагрузки на бухгалтерию
предприятия, сотрудникам которой необходимо тратить время на правильное
оформление отчетности по таким платежам. При этом представители финансовых
департаментов жалуются, что при оформлении чеков не всегда получается
обеспечить возврат НДС. Да и самим водителям не очень удобно, когда за топливо
им приходится платить из своего кармана, а потом ждать, когда предприятие компенсирует
им такие суммы.
Самый высокий рейтинг
прозрачности ценообразования получили набирающие популярность онлайн-сервисы
закупки топлива. Согласно опросу HeadHunter, 30% респондентов назвали их
честными и прозрачными. Например, в настоящее время развивается сервис «Яндекс
Заправки для бизнеса». Он заработал три года назад и сейчас входит в платформу
«Яндекс Go для бизнеса», которая предоставляет широкий спектр услуг для
корпоративных клиентов.
По словам Екатерины Никитиной,
директора по продукту «Яндекс Go для бизнеса», за первый год работы число
корпоративных клиентов «Заправок» увеличилось в 2,6 раза, а к ноябрю текущего
года по сравнению с 2022 годом — еще в 2,2 раза. Общий же объем заправленного
топлива в сервисе достиг более 340 млн литров. Сейчас с помощью сервиса можно
оплачивать топливо на АЗС многих крупных сетей практически во всех российских
регионах.
Чтобы начать пользоваться
сервисом «Яндекс Заправки для бизнеса», клиенту достаточно оставить заявку на
сайте, после этого на почту придет доступ в личный кабинет «Яндекс Go для
бизнеса». Далее нужно пополнить баланс, добавить номера телефонов водителей
компании и настроить лимиты по типу топлива и сумме для каждого. Так, водители
начнут безналично оплачивать заправку в приложениях «Яндекс Навигатор», «Карты»
или «Заправки». Причем при наличии заправщика на АЗС они могут это делать, не
выходя из машины. Одновременно в электронном личном кабинете ответственный
бухгалтер или владелец бизнеса может видеть всю аналитику по сумме затрат,
видам топлива и автомобилям за любой необходимый период. Сервис в электронном
виде формирует необходимую отчетность с правильным вычетом НДС и другими
важными для финансового департамента деталями. А еще «Яндекс Заправки для
бизнеса» не берут никаких скрытых комиссий. Такой сервис невозможно потерять,
передать третьему лицу или провернуть махинацию с чеками, что обеспечивает
прозрачное ведение бизнеса.
Владельцы бизнесов и их
сотрудники подтверждают, что применять онлайн-сервисы при оплате топлива
становится все удобнее. «Сначала мы заправляли технику, оплачивая наличными и
возмещая по чекам, потом перешли на топливные карты,— вспоминает Павел
Сподинский, директор департамента сервиса компании "Альянс Сервис"
(компания, предоставляющая техническое обслуживание спецтехники в разных
российских регионах.— “Ъ”). — Но в итоге самым удобным для нас оказались
"Яндекс Заправки для бизнеса"». По словам Павла, для автопарка из 65
автомобилей его компания ежемесячно расходует 25 тонн топлива, что эквивалентно
1,5 млн руб. «Удобно, что в онлайн-режиме я могу задавать лимиты для закупки
топлива на каждую машину,— рассказывает Павел Сподинский.— Допустим, я вижу,
что авто должно за сегодня проехать маршрут 250 км, на это я в онлайн-кабинете
выделяю соответствующие 40 л топлива. И еще я могу контролировать, какой бензин
заправляется. При использовании топливных карт, которые к тому же физически
нужно пересылать в каждый регион, такой возможности не было».
Андрей Ушаков