В этом году значительная часть регионов столкнулась с дефицитом
бензина, на автозаправках выросли многочасовые очереди. Для решения проблемы
федеральные власти предложили отменить ввозные пошлины на импорт топлива. Можно
предположить, что предложение если и не решит полностью проблему, то как-то
смягчит ситуацию.
Однако возникшие сложности могут
ускорить процессы по увеличению доли электромобилей и транспорта, работающего
на природном газе. Считается, что именно отсутствие широкой сети зарядок
тормозит увеличение количества электромобилей. Вероятно, властям следует более
активно стимулировать инвесторов вкладываться в открытие зарядных станций.
Ситуация с транспортом,
работающим на газе, обстоит несколько лучше. В Петербурге среди других регионов
сегодня едва ли не самый большой парк автобусов, работающих на газе.
Потенциальные сложности с заправкой могут стимулировать власти развивать
альтернативную инфраструктуру и дальше. В городе пока с дефицитом топлива
проблем нет, однако подстраховаться не помешает.
Другим возможным способом решения
проблемы могло бы стать развитие мини-НПЗ (к ним принято относить площадки с
объемами выпуска менее 1 млн тонн топлива в год). Сегодня, по подсчетам
аналитиков, на них приходится относительно скромная доля рынка: например,
небольшие нефтеперерабатывающие предприятия производят только 5% бензина,
вырабатываемого в стране, и 6% дизельного топлива. Как и любое малое
производство, такие предприятия способны более гибко реагировать на текущую
ситуацию, оперативнее решать возникающие проблемы. Но для развития мини-НПЗ
нужна помощь со стороны государства.
Как бы ни было, появление
подобных проблем, с одной стороны, создает экономике сложности, зато с другой —
дает возможность развивать новые направления и искать инновационные решения.
Главное здесь не мешать бизнесу, а это для чиновников всегда задача непростая.
Валерий Грибанов, редактор Guide
«Нефть и газ»