«В настоящее время в России нет физического дефицита топлива». Ключевое влияние на цены окажут акцизы

Топливный рынок России с начала года отличают высокая волатильность и резкие изменения оптовых цен на основные виды бензинов. О том, какие ключевые тренды сложились в секторе сейчас и как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы, “Ъ” рассказал партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов.

— Как можно оценить текущую ситуацию на российском топливном рынке? Что изменилось по сравнению с прошлым годом, когда поставки за рубеж были закрыты с марта по декабрь, за исключением трех месяцев?

— Основные тенденции на топливном рынке России формируются двумя группами факторов: решениями государства, принятыми еще в прошлом году, в первую очередь повышением топливных акцизов, и непрекращающимися атаками БПЛА на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и топливную инфраструктуру страны.

При этом стоит четко понимать, что ситуация на рынке дизельного топлива и бензина принципиально отличается. Дизтопливом российский рынок полностью и надежно обеспечен — производство в стране в два раза превышает внутренний спрос, а на экспорт поставляются только избыточные объемы, в том числе топливо, которое не отвечает экологическим стандартам пятого экологического класса, оборот которого на внутреннем рынке запрещен.

Поэтому аварии и внеплановые ремонты на НПЗ не оказывают существенного влияния на состояние внутреннего рынка дизеля. К тому же аварии, вызванные атаками БПЛА, не приводят к таким серьезным последствиям, как это может показаться при изучении сообщений в СМИ. Но, конечно, нельзя сказать, что они проходят совсем бесследно: аварии на заводах способны оказывать влияние на доступные для экспорта объемы дизтоплива и приводить к краткосрочной разбалансировке региональных рынков.

Совсем иная ситуация складывается в сегменте автобензинов, где профицит внутреннего производства не так велик, а в части высокооктановых бензинов, то есть марки АИ-95 и выше, вообще сложился четкий баланс, когда производство соответствует спросу, без существенного запаса прочности. Именно поэтому каждая аварийная остановка способна вызвать рост цен.

— Как на сектор влияет принятое правительством решение о продлении экспорта бензина на полгода? Может ли возникнуть дефицит и в каком случае?

— В настоящее время в России нет физического дефицита топлива, и рост цен, который мы наблюдали в феврале, носил скорее панический характер на фоне нескольких аварийных остановок НПЗ. Ведь перед повышением спроса весной многие закупают бензин впрок, создавая таким образом ажиотаж. Мы считаем, что продление разрешения на экспорт для производителей на полгода было верным — правительство обозначило для нефтяников хотя бы на среднесрочный период правила игры, что важно с точки планирования производства и отгрузок для НПЗ. А дальнейшие действия регулятор уже будет принимать по обстоятельствам — в случае какого-то форс-мажора всегда можно экспорт закрыть полностью. На данный момент влияние экспорта на внутренние цены невелико, и потенциальный запрет зарубежных отгрузок в долгосрочной перспективе окажет небольшой эффект, так как на экспорт поставляется в основном бензин АИ-92, а главные проблемы и рост цен у нас уже не первый год наблюдается в сегменте АИ-95 и других высокооктановых марок.

— Что, по-вашему, будет с биржевыми котировками в ближайшие месяцы? Есть ли смысл увеличивать норматив продаж на СПбМТСБ?

— Цены в оптовом сегменте на автобензины будут расти по мере потепления и сезонного роста спроса, связанного с увеличением поездок личного автотранспорта и началом посевных работ аграриями. Но основная причина роста цен все-таки не сезонность и не атаки со стороны Украины, а, как уже говорили, решения правительства о повышении акцизов на топливо, принятые в прошлом году. Сразу после их утверждения было очевидно, что неизбежен рост цен на бензин как в опте, так и в рознице на величину, превышающую инфляцию. По нашим расчетам, сверхинфляционный рост составит около 2 руб. на литр с учетом роста акцизов и эффекта от демпфера, параметры которого в 2025-м будут считаться по формуле прошлого года. И этот рост еще, по сути, не отразился в рознице, так как нефтяники его сдерживали в условиях невысокого сезонного спроса начала года. Что касается мер по недопущению этого сверхинфляционного роста, то просто пытаться вручную регулировать ситуацию не получится — это нанесет очередной удар по нефтепереработке и розничному бизнесу, которые и так не очень хорошо себя чувствуют с середины прошлого года. Наверное, можно как-то через демпфер возместить потенциальные потери нефтяников, но, скорее всего, Минфин на это не пойдет. Увеличение нормативов продаж также не окажет существенного влияния, так как основная причина роста цен не связана с его физическим дефицитом.

Исходя из генезиса причин увеличения цен на бензин, мы ожидаем, что их рост будет наблюдаться по всем маркам, но в сегменте бензинов АИ-95+ он может быть более стремительным ввиду существующего хрупкого баланса спроса и предложения.

Чуть спокойнее ситуация ожидается на рынке дизтоплива. Как уже говорилось выше, во-первых, сам рынок сильно профицитен, а во-вторых, уже в апреле большая часть страны перейдет на летние сорта топлива, которые традиционно стоят в опте дешевле (себестоимость производства летнего дизтоплива ниже зимнего). Таким образом, частично эффект роста топливных акцизов будет нивелирован.

Подводя итог, можно констатировать, что за принятые решения по акцизам снова придется заплатить населению и бизнесу. Ведь рост цен на топливо — это не только проблема частных автовладельцев, но и рост цен практически на всю продаваемую в стране продукцию, так как так или иначе в цене любого товара есть составляющая автоперевозок.

— Может ли увеличиться переработка внутри России на фоне санкций? Как сейчас загружены крупнейшие заводы?

— По нашей оценке, нефтепереработка в стране в прошлом году снизилась на 3%. Этот год начался с новых американских санкций ушедшей администрации президента Джо Байдена, которые, возможно, будут стимулировать частичное перенаправление нефти с экспортного направления на внутренний рынок. Но с учетом того, что за январь—март был отмечен целый ряд аварийных ситуаций на НПЗ, а обстановка на железной дороге, проблемы на которой в прошлом году создали напряжение на топливном рынке, по-прежнему довольно тяжелая, прогнозирование объемов переработки нефти в России сейчас больше похоже на гадание на кофейной гуще. На наш взгляд, будет успехом выход на показатели общей переработки и выпуска основных видов топлива, которые были достигнуты в 2023 году. Это позволит частично снизить объем экспорта нефти и наращивание экспорта нефтепродуктов, с одной стороны, и обеспечить внутренний рынок топлива без возникновения локальных дефицитов — с другой.

При этом важно также понимать, что простое увеличение нефтепереработки в стране не даст, например, существенного прироста выпуска высокооктановых бензинов, с которыми и наблюдались основные проблемы в прошлом году, так как новых установок бензинового пула за год введено не было. Речь может идти только о дозагрузке существующих мощностей.

В очередной раз хочется отметить, что регулирование топливного рынка страны носит скорее характер тушения возникающих проблем либо в лучшем случае попыток не допустить наступления слишком острой фазы этих проблем. А вот по-настоящему долгосрочной стратегии развития отрасли мы до сих пор не видим. Например, завершение начатой еще в 2011 году, то есть почти 15 лет назад, масштабной программы модернизации российских НПЗ было запланировано на 2015-й, затем планы неоднократно корректировались, и программа официально не завершена у целого ряда заводов до сих пор. А это, естественно, конвертируется в отсутствие роста объемов того же высокооктанового бензина и продолжающиеся проблемы с обеспечением топливом Дальнего Востока.

Примерно такая же история с механизмом демпфера, который поначалу представлялся временным решением вопроса резкого роста цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке в результате проведения так называемого большого налогового маневра, но пережил уже множество корректировок и продолжает функционировать. Тот самый случай, когда в нашей стране «нет ничего более постоянного, чем что-то временное».

Хочется надеяться, что разрабатываемая в настоящее время Энергетическая стратегия России на период до 2050 года будет выгодно отличаться от действующей версии документа и, в частности, обозначит направление развития отечественной нефтепереработки хотя бы на ближайшие 10–15 лет, а самое главное — будет включать механизмы обеспечения этого развития.

Интервью взяла Ольга Матвеева

Комментарии