Ирина Кезик
В России могут ввести специальные
топливные карты для многодетных семей. В кабмине прорабатывают с нефтяниками
механизм их предоставления, обсуждается, будут ли это скидки или лимиты на
получение какого-то количества топлива бесплатно, узнали «Известия». Нефтяники
готовы предоставить льготы, но отмечают, что появятся финансовые издержки,
источник покрытия которых не ясен. Они также обеспокоены возможностью
недобросовестного использования преференций. В настоящее время в России 2,9 млн
многодетных семей. Подробности инициативы — в материале «Известий».
Топливные льготы для многодетных
Льготные топливные карты для
многодетных семей могут появиться в России. Поручение проработать этот вопрос
вице-премьер Александр Новак дал Минэнерго и профильным компаниям в октябре
текущего года после обращения Уполномоченного при президенте РФ по правам
ребенка. Об этом говорится в письме первого заместителя главы Минэнерго Павла
Сорокина в аппарат правительства. С документом ознакомились «Известия».
Как отмечает Минэнерго,
нефтегазовые компании, имеющие в своей структуре сети АЗС, соглашаются с
«важностью инициативы по социальной поддержке многодетных семей» и в большинстве
своем готовы проработать этот вопрос. Однако от ряда компаний была получена
информация «о сложности администрирования предоставления топливных карт
лояльности в качестве адресной поддержки для отдельных групп населения, а также
обеспокоенность о рисках недобросовестного использования предоставленных
скидок».
Если компании введут такую
программу лояльности, им придется нанимать дополнительные кадры для организации
работы с многодетными семьями, потребуются пересмотр и корректировка текущих
бюджетов, отмечается в письме. «Также прогнозируются финансовые издержки по
предоставлению скидок для определенного числа потребителей, источник покрытия
которых неясен», — отмечается в документе.
По данным Минтруда, в России
сегодня 2,86 млн многодетных семей. В ведомстве готовы рассмотреть вопрос
предоставления льгот многодетным семьям в виде топливных карт, говорится в
ответе министерства на запрос Минэнерго.
Вместе с тем, по информации
большинства нефтяных компаний, в настоящее время их сети АЗС и так реализуют
программы лояльности, которые доступны для всех потребителей и предоставляются
на равных условиях, в том числе и многодетным семьям, говорится в письме
замглавы Минэнерго в кабмин.
В целом в стране насчитывается
около 53 млн легковых машин.
Что думают про льготы нефтяники
Нефтяные компании в своих ответах
на запрос Минэнерго (имеются в распоряжении «Известий») попросили регуляторов
конкретизировать задачу, дать ответы на ряд вопросов и учесть нюансы
администрирования льгот.
В частности, «Лукойл» в своем
письме подчеркнул, что «разделяет позицию органов государственной власти в
части расширения мер поддержки многодетных семей». Но вместе с тем, чтобы
реализовать эти адресные меры поддержки, «требуется наличие официального
механизма идентификации граждан, относящихся к категории многодетных семей».
Компания попросила пояснить этот механизм и «возможности взаимодействия с
соответствующими реестрами».
«Новатэк» отметил, что в настоящее время в
компании уже реализована возможность получения скидки на топливо для
многодетных семей «при обращении в клиентский офис общества и предоставлении
подтверждающих документов».
У «Роснефти» действует программа
лояльности «Семейная команда», которая позволяет накапливать баллы за покупки
топлива и сопутствующих товаров на АЗС. Воспользоваться этими скидками «имеют
возможность все категории граждан, в том числе и многодетные семьи», — сообщила
компания на запрос Минэнерго.
В «Татнефти» поддержали
инициативу, но «при условии ее реализации как единой государственной программы
поддержки многодетных семей». «Введение топливных карт как адресного
инструмента социальной поддержки потребует администрирования в части
идентификации их держателей, контроля за целевым использованием карт, учета
фактического получения льгот», — отметили в компании.
«Сургутнефтегаз» прорабатывает
вопрос, а в «Газпром нефти» подчеркнули, что «многодетные семьи имеют свободный
и равный доступ по программе лояльности и связанным с ней преимуществом без
ограничений и дополнительных условий».
«Газпром газонефтепродукт холдинг» пояснил,
что в связи с отсутствием в утвержденных бюджетах статьи расходов на
предоставление топлива на безвозмездной основе или со скидками по картам
лояльности в настоящее время возможность оказать указанные в запросе меры
поддержки отсутствует. А корректировка бюджета организации может занять не
менее четырех–шести месяцев.
В компании попросили предоставить
информацию «о прогнозируемых стоимостных параметрах планируемых мер поддержки».
«Известия» направили запросы во
все заинтересованные ведомства, крупные нефтяные компании и уполномоченной при
президенте РФ по правам ребенка.
Как льготы скажутся на показателях нефтяных компаний
Сегодня крупнейшие российские
вертикально-интегрированные нефтяные компании («Роснефть», «Лукойл», «Газпром
нефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз»), а также ряд независимых АЗС («Трасса»,
«Нефтьмагистраль») выпускают свои карты лояльности. Они позволяют накапливать
бонусы, которые затем можно использовать для оформления скидки (эквивалентного
обмена на рубли) при приобретении топлива, товаров в магазинах при АЗС.
Каждый вид карты имеет свои
преимущества, и выбор зависит от целей использования и потребностей клиента.
Кроме того, существуют приложения от банков, которые предлагают масштабный
спектр программ лояльности и скидок, в том числе и на топливо.
По словам заместителя
председателя комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, по имеющимся
оценкам, сейчас в обороте находятся 40–50 млн топливных карт лояльности,
выпущенных российскими компаниями.
— По данным
вертикально-интегрированных нефтяных компаний, до 75% всего розничного оборота
топлива в России осуществляется при предъявлении покупателями карт лояльности.
Размер экономии для потребителя варьируется. Так, по данным компании «Газпром
нефть», при приобретении 1 тыс. литров топлива в месяц выгода составляет 2 тыс.
рублей. То есть около 2,5–3% от стоимости топлива. Аналогичные скидки
предоставляются по картам и других компаний, — рассказал собеседник.
По мнению Юрия Станкевича,
решение о предоставлении дополнительных карт лояльности многодетным семьям не
скажется на экономических показателях субъектов отрасли, но может стать хорошим
имиджевым шагом в контексте поставленных президентом России задач по поддержке
института семьи.
Заместитель председателя Наблюдательного
совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев также положительно оценивает
такую инициативу.
— Считаю, что нужно уходить от
субсидирования всего рынка к адресной поддержке некоторых слоев населения, в
том числе малоимущих и многодетных семей. Однако возникает вопрос, а все ли они
могут получить эту льготу и много ли у них автомобилей, — отметил эксперт.
По его словам, обеспечивая
многодетные семьи автомобилями, было бы целесообразно оснащать их сразу газовым
оборудованием, ведь газомоторное топливо стоит гораздо дешевле традиционных —
бензина и дизеля.
Между тем, по словам управляющего
партнера компании «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, пока власти не
конкретизируют параметры предоставляемой льготы, сложно говорить о финансовых
последствиях для компаний. Но если всё же речь пойдет о предоставлении топлива
на безвозмездной основе, цены на бензин могут повыситься или нефтяники попросят
у кабмина что-то взамен. А это уже более сложный, дискуссионный вопрос, считает
эксперт.