В Иннополисе беспилотный электрический автобус перевозит пассажиров по
маршруту, протяженностью 3 км. В салоне находится оператор. По планам, пробег
беспилотника должен составить 500 км
Как сообщили РБК Татарстан в
пресс-службе Университета Иннополис, в мае в ИТ-городе начали тестировать
беспилотный электрический автобус без педалей и руля. Он курсирует по маршруту
протяженностью 3 км между университетом и Иннопарком с остановкой у технопарка
им. Попова. Время в пути составляет 20 минут. Максимальная скорость в тестовом
режиме для обеспечения безопасности составляет 10 км/ч.
Электробус перевозит студентов и
преподавателей ИТ-вуза. В салоне могут разместиться 10 пассажиров.
Для обеспечения безопасности в
электробусе находится оператор. Директор
Центра беспилотных технологий Университета Иннополис Александр Пронин
рассказал, что подобный режим тестирования называется супервизорным и позволяет
минимизировать риски при использовании беспилотников на дорогах в городе
«Часто автомобилисты нарушают
ПДД, особенно, на перекрестках с круговым движением, например, при выезде с
кольца из левой полосы или обгоне между рядами. Нам аварии не нужны, поэтому
беспилотный автобус едет с программным ограничением скорости и по принципу
«пропускаем всех», — сказал Пронин.
Беспилотный автобус оснащен тремя
лидарами, которые сканируют пространство вокруг транспорта на расстоянии до 150
м и обрабатывают данные с помощью алгоритмов компьютерного зрения. В передней
части электробуса расположены ультразвуковые датчики, измеряющие расстояние в
«мертвой зоне» ниже уровня лидара, и радар для безопасного движения при плохой
видимости.
Помимо этого, беспилотник оснащен
камерой для отслеживания разделительных полос, пешеходных переходов, дорожных
знаков и так далее. Электробус двигается по заранее размеченному маршруту
HD-карты – плана местности с точным местоположением объектов.
Пронин сообщил, что испытания
беспилотника планировали начать позднее. Систему автономного управления
собственной разработки в электробус Echie установила группа инженеров
магнитогорского стартапа «Автономные робототехнические системы» и Центра
беспилотных технологий ИТ-вуза.
«Команда планировала начать
испытания автобуса ближе к осени, так как шасси у нас появилось только 2 месяца
назад. Но уже с мая мы закрыли потребность в перевозке сотрудников между
университетом и производственной площадкой. Основная задача – накатать 500 км в
беспилотном режиме без сбоев и инцидентов в разных условиях – от плохой погоды
до непредсказуемости других участников движения. Мы планируем обновить модуль
навигации, внедрить систему диспетчеризации, необходимую для
автоматизированного контроля и управления беспилотником. Беспилотный электробус
экономит до 15 литров бензина в день, а, значит, более экологичен, позволяет
перевозить сотрудников и при этом не нанимать водителя», — сказал Пронин.
С 2018 года в Иннополисе начали
тестировать беспилотные такси Яндекса. В салоне приспособленных для автономного
движения машин марки Toyota и Huendai тоже находился оператор. К сентябрю 2022
году такси выполнили более 40 тыс. поездок.
В феврале 2024 года правительство
РФ одобрило введение в Иннополисе экспериментального правового режима, который
позволит начать тестировать в городе доставку грузов весом до 10 кг
беспилотными летательными аппаратами. В эксперименте планировали участвовать
Почта России и компания «Русдронопорт».