Елена Манукиян,Сергей Тихонов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает необходимым в августе
запретить экспорт бензина, сообщили в пресс-службе ведомства. Отмечается, что
сейчас действует временное разрешение на его вывоз.
В службе считают, что ограничение
экспорта топлива позволит насытить внутренний рынок в период повышенного
спроса.
Продление запрета на экспорт
бензина связано с несколькими ключевыми факторами, говорит замдиректора Высшей
школы тарифного регулирования РЭУ им. Г.В.Плеханова Иван Капитонов.
Во-первых, отмечает он, существует рост цен на внутреннем рынке,
происходящий в условиях рекордного роста биржевой стоимости топлива. Таким
образом, Правительство стремится стабилизировать внутренние цены. Ограничение
экспорта снижает вероятность дефицита на внутреннем рынке и помогает
контролировать стоимость топлива для потребителей.
Во вторых, сказал эксперт, наблюдается высокий сезонный спрос. Он
традиционно растет летом из-за отпускного сезона и сельскохозяйственных работ.
Запрет на экспорт позволяет направить больше топлива на внутренний рынок,
удовлетворяя повышенные потребности.
В третьих, считает Капитонов, запрет связан с производственными
ограничениями. "Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не
успевают значительно увеличить выпуск бензина, что создает риск дефицита.
Продление запрета на экспорт помогает обеспечить стабильное снабжение
внутреннего рынка", - подчеркнул он.
Эксперт также обратил внимание,
что запрет экспорта бензина - это часть общей стратегии правительства по
поддержанию экономической стабильности и защите интересов внутренних
потребителей в условиях повышенного спроса и ограниченных производственных
возможностей. Власти стремятся к ручному управлению рынком бензина, чтобы
предотвратить значительные колебания цен и обеспечить доступность топлива для
всех категорий потребителей.
Между тем, аналитик ФГ
"Финам" Сергей Кауфман в беседе с "РГ" заметил, что, в
последние 3-4 недели наблюдается заметный рост оптовых цен на бензин (АИ-95 с
минимумов начала июня подорожал более чем на 25%). А по словам портфельного управляющего
УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, взлет составил почти 35% за
последние 30 дней. "Оптовая стоимость премиального сорта бензина Аи-95
выросла с 51 тысячи рублей за тонну до почти 70 тысяч рублей за тонну", -
говорит он.
При текущей динамике на опте
проявляется угроза для рентабельности небольших по размеру контрагентов в виде
перепродавцов и прочей розницы, уверен Скрябин. "В настоящее время разумно
сохранять ограничения на экспорт до момента, пока не нормализуются цены
оптового сектора", - пояснил эксперт.
Он также отметил, что с точки
зрения экспорта нефтепродуктов российского производства доля бензина в
структуре поставок небольшая, Россия в основном экспортирует дизельное топливо.
Если мера по запрету на экспорт бензина приведет к существенному понижению оптовых
цен на топливо, влияние также будет заметно и в параметрах выручки. Особенно
это актуально для компаний с объемной долей переработки и продаж на внутреннем
рынке, например, для "Газпромнефти".
Запрет экспорта бензина был
введен правительством с 1 марта по 31 августа, чтобы нивелировать рост спроса в
весенний и летний периоды. Однако с 20 мая было принято решение о временной
отмене этого запрета из-за того, что рынок топлива был насыщен предложением.