В России достаточно производства и запасов бензина, даже с учетом
плановых и внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, поэтому
автовладельцам не стоит паниковать из-за "призрака" дефицита топлива
и закупаться им впрок, чтобы самим не разгонять рост цен, заявил РИА Новости
заместитель директора Центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов.
Биржевые и розничные цены на
бензин в России заметными темпами растут этим летом и осенью. Власти и бизнес
прилагают усилия, чтобы контролировать рост цен и обеспечение топливом. Тем не
менее главы некоторых российских регионов осенью начали жаловаться на локальные
дефициты топлива на местных АЗС. Вице-премьер Александр Новак в разговоре с
журналистами в сентябре признал, что небольшой дефицит нефтепродуктов есть, но
он покрывается за счет накопленных остатков.
"Нефтеперерабатывающих
мощностей у страны более чем достаточно, чтобы обеспечить все внутренние
потребности в автомобильном топливе даже с учетом текущих и внеплановых
ремонтов. Запасы бензина и дизтоплива в резервуарах НПЗ, на нефтебазах
предприятий нефтепродуктообеспечения, в системе "Транснефти", а также
в ж/д цистернах (объемы со статусом "в пути") позволяют
"продержаться" экономике страны без снижения потребления даже при
полном прекращении производства несколько десятков дней", — прокомментировал
эксперт ситуацию на топливном рынке.
Этого срока более чем достаточно,
чтобы завершить плановые и значительную часть внеплановых ремонтов на НПЗ.
"Проблема стабильного
нефтепродуктообеспечения при авариях и внеплановых ремонтах всегда состоит
только в оперативном налаживании новых логистических решений, в том числе с
учетом немонополизированного рынка, а не в общем дефиците топлива", —
пояснил Колобанов.
"Для паники нет никакого
основания, а конечным потребителям можно посоветовать только более вдумчиво
относиться к раздуваемой истерии и своими действиями по покупке топлива
"про запас" и "на всякий случай" не провоцировать еще
большие дисбалансы. Можно сказать, что такими действиями вы сами себя грабите,
позволяя задирать цены на искусственно созданном дефиците", — советует
собеседник агентства.
Ситуация, связанная с ростом цен
на бензин или дизель и сопровождающий ее "призрак" дефицита топлива,
возникает в России регулярно, каждые два-три года, говорит эксперт.
"Причем сценарий почти
всегда одинаковый: незначительные дисбалансы раздуваются спекулятивными
манипуляциями до заметных размеров", — пояснил он.
Это, в свою очередь, создает
ажиотаж на топливном рынке, поясняет собеседник агентства: потребители начинают
приобретать избыточные объемы топлива на заправках, что в свою очередь создает
локальные дефициты (как в территориальном плане, так и в разных звеньях цепочек
поставок) и разгоняет цены. А топливные компании, особенно мелкие и частные,
все-таки бизнес-структуры, а не "богоугодные заведения", и они
стараются по максимуму заработать в любой ситуации, заключил Колобанов.