Экспорт российской нефти по морю в июне сократился до минимума за
четыре месяца, хотя и остался на уровне, близком к среднему с начала года.
Аналитики связывают динамику с техническим обслуживанием НПЗ в Китае и
стремлением Индии диверсифицировать закупки. В июле—августе экспорт сырья из РФ
будет замедляться из-за сезонного внутреннего роста спроса на нефтепродукты.
Морской экспорт нефти из РФ в
июне сократился на 6,5% по отношению к маю, до 3,43 млн баррелей в сутки (б/с),
что стало самым низким уровнем за четыре месяца, по данным S&P Global
Commodities at Sea (CAS). Как указывают аналитики, показатель остается близким
к среднему объему месячных поставок с начала года. В мае морские отгрузки нефти
из РФ достигли семимесячного максимума в 3,67 млн б/с.
Июньский показатель, по данным
CAS, объясняется сокращением поставок в Китай и Индию — основным покупателям
российской нефти. Морской экспорт сырья из РФ в Китай в прошлом месяцев
снизился на 15%, до 977 тыс. б/с. Только поставки сорта ВСТО из порта Козьмино
в КНР снизились на 3,7%, до 728 тыс. б/с.
Как указывают аналитики CAS, все большее число независимых НПЗ в КНР проходят плановое техническое обслуживание в июне и июле, что ограничивает спрос на все российские сорта нефти.
Снижение поставок ВСТО, по их
данным, может объясняться намерением переработчика Dalian West Pacific
Petrochemical Corp. (WEPEC; принадлежит PetroChina) увеличить объемы
потребления нефти этого сорта, поставляемой по приграничному трубопроводу,
поскольку такое сырье дешевле, чем перевозимое морем. Аналитики Центра ценовых
индексов (ЦЦИ) в своих обзорах указывали, что в работе терминала Козьмино в
июне был технический перерыв, что привело к падению загрузки на третьей неделе
месяца почти в 2,5 раза.
Экспорт нефти из РФ в Индию по
морю, по данным CAS, в июне сократился примерно на 1,2%, до 1,66 млн б/c.
Аналитики считают, что Индия может продемонстрировать более высокий спрос на
американскую нефть, поскольку Нью-Дели стремится диверсифицировать свои
источники поставок и сократить торговый дефицит с Вашингтоном.
Как следует из материалов ЦЦИ,
загрузка портов РФ российской нефтью сокращалась со второй недели июня.
По итогам 8–15 июня показатель
снизился на 7,8% неделя к неделе, до 426 тыс. тонн в сутки. В период 16–22 июня
загрузка сократилась на 1,9%, до 418 тыс. тонн в сутки, 23–29 июня — на 1,5%,
до 411 тыс. тонн в сутки.
В условиях конфликта между
Израилем и Ираном цена Urals в июне в моменте превышала $60 за баррель —
ценовой потолок, установленный странами G7. Как указывали аналитики ЦЦИ, в
связи с этим снизилось число доступных танкеров, а оставшиеся западные
судовладельцы повысили стоимость перевозок. Со снижением рисков эскалации
ситуации на Ближнем Востоке Urals подешевела до уровня ниже $60 за баррель. Это
способствовало возвращению европейских перевозчиков и падению ставок фрахта,
отмечается в обзоре ЦЦИ.
По данным S&P Global, в мае
танкеры, связанные со странами G7, перевезли 19,1% российской нефти. В апреле
их доля была 35,9%. Некоторые судоходные компании изменили маршруты своих судов
из-за юридических сложностей после санкций ЕС против 189 танкеров, указывают в
S&P Global со ссылкой на участника рынка.
В ЦЦИ отмечают, что, несмотря на
рост спроса на нефть Urals из-за падения ее стоимости ниже ценового потолка,
экспорт российского сырья в июле—августе будет традиционно замедляться.
Сезонный рост спроса на
нефтепродукты в России потребует оставить больше нефти на переработку вместо
экспорта, поясняют аналитики.
Морской экспорт нефтепродуктов из
РФ в июне, по данным CAS, увеличился относительно мая на 7,14%, почти до 2,4
млн б/c. В частности, на 11,24%, до 910 тыс. б/c, увеличились морские поставки
мазута благодаря высокому сезонному спросу со стороны электростанций Ближнего
Востока, указывают аналитики. Морской экспорт бензина в июне, согласно ЦЦИ,
подскочил в 3,3 раза к маю и на 61% год к году после ремонтов НПЗ и накопления
запасов месяцем ранее (см. “Ъ” от 4 июля).
Анатолий Костырев, Ольга
Семеновых