Дмитрий Гусев , заместитель председателя наблюдательного совета
ассоциации «Надежный партнер»
21 сентября прошлого года президент России Владимир Путин сделал для
российских производителей акцент на приоритете поставок топлива на внутренний
рынок: «Поставили на внутренний рынок необходимый объем, а потом зарабатывайте
на внешнем». Сказано это было в момент очередного топливного кризиса,
вызванного как фискальными, так и транспортными вопросами. Слова в значительной
мере логичны и отражают задачу не только социального, но и любого другого
государства, которое заботится о своих гражданах в первую очередь. Однако за
прошедшее время ни исполнительными, ни законодательными органами власти не было
предпринято шагов, которые бы вели к нормативному закреплению принципа
приоритета поставок на внутренний рынок Российской Федерации.
Проблема приоритета поставок на
внутренний рынок лежит в плоскости либерализации внешней торговли и сравнения
внутреннего рынка с внешними. Задача проста – если компания может продать
дороже за рубеж, чем на внутреннем рынке, она это делает. Как результат,
увеличиваются налоги в бюджет, появляются инвестиции в производство, растет
обеспеченность граждан за счет роста занятости и увеличения заработных плат.
Однако все это работает при условии полного возврата прибыли в государство,
которое произвело данный ресурс, а также справедливого распределения доходов
государства между всеми гражданами.
Субъекты рынка, включая компании
с государственным участием, являются обычными юридическими лицами, основная
цель которых – получение прибыли. Максимизация прибыли – это основная задача.
Все это прописано и в Гражданском кодексе, и в законах, и в уставах всех
компаний. И этот фактор тоже противостоит принципу приоритета поставок на
внутренний рынок.
Возникает проблема обеспечения
внутреннего рынка. Если по фискальным или иным причинам значительную часть
товаров выгоднее продавать на экспорт, то каким образом будет осуществляться
снабжение внутреннего рынка? Вариантов немного. Если бы владельцы ресурсов
соразмерно прибыли поднимали заработные платы, то ситуация была бы проще.
Скорее всего, внутренние цены выравнивались бы с экспортными, зарплаты росли,
компаниям-производителям реализация товара на внутренний рынок становилась равнозначной
экспорту. А, соответственно, покупательная способность граждан также бы росла
за счет роста заработной платы. Рынок внутренний по паритету покупательной
способности становится равным экспортным, и привлекательность поставок на него
равна привлекательности на экспорт. Возникает здоровая конкуренция, и за этот
счет ранок становится насыщенным товарами по адекватным покупателю ценам.
Однако капитализм не был бы
капитализмом, если бы не существовал за счет эксплуатации в первую очередь
трудовых ресурсов. Таким образом, если не существует возможности опережающего
роста доходов населения, который обеспечит постоянный спрос по ценам выше
мировых, реализация принципа приоритета поставок на внутренний рынок остается
основным фактором поддержки российской экономики в условиях капиталистического
способа хозяйствования.
В текущих условиях требований по
прибыли и ее максимизации реализация принципа приоритета поставок на внутренний
рынок сталкивается с сопротивлением участников рынка, которые требуют
компенсации прибыли в случае поставки на внутренний рынок по ценам,
отличающимся от экспортных, где рентабельность продаж может быть выше. Это
исходит из базовых требований ко всем компаниям, в том числе требований ФНС и
Минфина, которым необходимы высокие показатели прибыли для начисления налогов.
Приоритет поставок на топливный
рынок должен быть реализован не только на товары, но и на услуги. До сих пор
РЖД при перевозках отдает приоритет международным в противовес внутренним.
Причем последнее закреплено на законодательном уровне. Таким образом, к примеру,
реализация принципа приоритета поставок топлива на внутренний рынок может
столкнуться с приоритетом поставки угля по железной дороге, и тем самым
приоритет поставки товара будет нивелирован приоритетом транспортной услуги.
Требование приоритета не может быть присвоено одной отрасли. В ином случае мы
можем столкнуться с ущемлением прав граждан, к примеру, в Крыму и на Дальнем
Востоке, где без участия РЖД стабильные поставки топлива обеспечить невозможно.
Также приоритет поставок на
внутренний рынок подразумевает создание единой информационной системы, которая
позволит получать адекватные и оперативные данные о состоянии рынка. Проблема
балансировки рынка с точки зрения спроса, предложения и ценообразования в
доинформационную эпоху была связана со свободой торговли и открытостью ценовых
котировок. Современные возможности цифровизации и использования искусственного
интеллекта позволяют развить планирование и плановое хозяйствование до уровней,
в которых рыночное ценообразование в виде, предлагаемом нам либеральными
экономистами, не может адекватно оценить ни один из факторов спроса и
предложения.
Приоритет поставок на внутренний
рынок должен быть реализован путем полной оцифровки экономической системы
потребления топлива. Каждый автомобиль или механизм имеет показатели среднего
потребления топлива, фактического потребления, пробега. Даже установки
дополнительных датчиков или устройств не требуется – эти показатели могут быть
транслированы в общую информационную систему по типу ГИС ТЭК. С течением времени
накопление подобных данных позволит создать систему адекватного потребления
топлива, что, в свою очередь, поможет создавать прогнозируемый и достоверный
план производства.
Оборудование датчиками объема и
производства либо потребления топлива выдает нам через информационную систему
практически достоверную картину потребления топлива с параметрами «когда»,
«где» и «сколько». Зачем в таких условиях необходима биржа либо какие иные
рыночные инструменты – непонятно. Более того, информационная система должна автоматически
в зависимости от условий нахождения каждого механизма, условий его эксплуатации
на этапе выбора определять тип двигателя и тип топлива, который должен
использоваться для оптимального выбора. Безусловно, императивно запрещать иной
тип механизма не нужно, но условия ценообразования в случае неразумного выбора
должны отличаться от плановых социальных в значительно большую сторону.
Мы видим, что реализация принципа
приоритета поставок на внутренний рынок означает изменение в целом
экономической системы от хаотической рыночной к прогнозируемой системе
распределения ресурсов. Многие «экономисты» будут спорить, что, кроме рынка, не
существует механизмов баланса спроса и предложения. Однако все экономические
системы были созданы и развиваются в условиях минимальной цифровизации и не
подразумевают цифровизацию тотальную. Однако именно тотальная цифровизация
приводит к оптимальному выбору.
В конечном итоге реализация
принципа приоритета поставок на внутренний рынок требует полного переосмысления
экономических принципов. Сравнение с либеральными экономическими теориями дает
приоритету поставок на внутренний рынок огромное преимущество. Мы уходим от
прогнозирования по «ощущениям» к четкому планированию. Можно сказать, что в
какой-то мере продолжаем реализацию принципов советской плановой экономики,
которая в современных условиях цифровизации и автоматизации могла бы показать
огромные результаты. Базовые отрасли работают полностью под контролем
государства, а малый и средний бизнес – поле для самостоятельности и
хаотичности, которая может в какой-то мере являться источником поддержания
стабильности всей системы. Будем ждать нормативных документов. И надеяться, что
Государственная дума реализует свое право законодательной инициативы и внесет
реальный закон о приоритете поставок на внутренний рынок.