Объединяющий часть АЗС Независимый топливный союз резко раскритиковал политику правительства в топливном секторе, потребовав обеспечить «нормальную маржинальность» независимым АЗС. Для этого организация предложила отменить акцизы на горючее и обязать крупные нефтекомпании продавать все произведенные нефтепродукты через биржу. Впрочем, правительство использует собранные от акцизов средства для дорожных фондов и вряд ли откажется от этой практики. Другие организации независимых АЗС более осторожны и готовы обсуждать ситуацию с государством.
Независимый топливный союз (НТС, объединяет владельцев ряда независимых АЗС) выступил с очередным резким заявлением. Глава аналитического центра НТС Григорий Баженов потребовал от правительства дать независимым АЗС «нормальную маржинальность, которая будет больше 3 руб. на литр, которая позволит и зарабатывать, и отправлять средства на реинвестиции, покрывать издержки амортизации вкладываться в развитие» (цитата по «Прайм»). Учитывая среднее по России установленное значение мелкооптового индикатива (по соглашению с правительством о заморозке цен), среднероссийская маржинальность до 31 марта 2019 года составит 1,7 руб. за литр, отметил он. В качестве решения проблемы НТС в своем релизе предложил ряд радикальных идей — например, полную отмену акцизов на топливо и обязательство для нефтекомпаний продавать100% произведенных нефтепродуктов на бирже.
Независимый топливный союз начал проявлять медийную активность только в этом году, когда обострилась ситуация на топливном рынке, о президенте союза Павле Баженове также известно немного. В 2010 году он стал совладельцем и управляющим компанией ООО «Октан-2000», которая владела сетью АЗС в Омске. С 2012 года — зампред совета НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры». Сейчас на сайте НП указано, что в союз входит 38 компаний и 310 АЗС в 24 регионах.
Заявления НТС выглядят достаточно популистскими, в частности, потому, что акцизы на бензин и дизтопливо являются источником наполнения дорожных фондов, из которых финансируется строительство и ремонт дорог в регионах. Их отмена кардинально изменит формирование бюджета. Впрочем, правительство после весеннего скачка цен на топливо уже вынуждено было пойти на снижение акцизов. Ставка для бензина была снижена с 11,2 тыс. руб. на тонну до 8,2 тыс. руб., акциз на тонну дизтоплива — с 7,66 тыс. руб. до 5,6 тыс. руб. Тем не менее организации независимых АЗС неоднократно выражали опасения: правительство, заморозив в конце мая розничные цены на АЗС крупных нефтекомпаний, не помешало расти ценам в оптовом сегменте. В итоге осенью, чтобы сохранить маржу, независимые заправки были вынуждены поднимать цены выше замороженных прейскурантов на АЗС нефтяников, по сути торгуя в убыток.
Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» отмечает, что в целом по России наценки в 3 руб. на литр достаточно для покрытия затрат лишь хорошим сетям АЗС — с большими объемами реализации и удачным расположением заправок, для небольших АЗС этот показатель выше. Эксперт подтвердил, что, учитывая текущие индикативы мелкооптовой цены, маржинальность розничного бизнеса в целом по РФ — не более 2 руб. за литр топлива.
Вице-президент Российского топливного союза (РТС, наиболее крупное объединение независимых АЗС) Ринат Фаттахов сообщил “Ъ”, что не взаимодействует с НТС: «Мы не видим от них четкой программы по улучшению конъюнктуры внутреннего рынка, а лишь громкие заявления». Заявления о том, что НТС выступает от всех независимых АЗС и трейдеров, ошибочны, считает господин Фаттахов, РТС объединяет в разы больше независимых участников рынка. «Входя в совет секции СПбМТСБ, постоянно посещая биржевые комитеты ФАС и штабы Минэнерго, никогда не встречал там представителей НТС и не видел их конструктивного взаимодействия с регуляторами»,— отметил представитель РТС.