Конфереция

Цены на бензин: позитивной динамики не будет

Недавно мы писали о том, что финская компания Neste не выдержала роста цен на топливо, который опережал инфляцию в 2,5 раза в 2018 году, и продала активы «Татнефти». Это не было опрометчивым решением стоимостью, скажем навскидку, в 12,5 млрд: несмотря на то, что в 2019 году цены на топливо растут медленнее инфляции, прогноз динамики негативен. Сейчас рынок регулируется вручную, как только вожжи будут отпущены, участники попытаются компенсировать потери — и цены вновь взлетят до небес.

Росстат раскрывает карты

По данным Росстата, в июле 2019 года цены на бензин выросли на 1,8 процента по сравнению с июлем 2018 года. Общая инфляция за тот же период составила 4,6 процента. Год назад динамика была кардинально другой. В июле 2018 года по сравнению с июлем 2017 года цены на бензин росли на 11,8 процента, многократно опережая годовую инфляцию, которая на тот момент находилась на отметке 2,5 процента, — пишет Российская газета.

Россияне сильно почувствовали этот рос на себе: не компенсировали потери в покупках ни сезонное снижение цен на овощи, ни замедлившаяся инфляция. Цены в магазинах подскочили, компании-перевозчики стали экономить на всем, что только можно, а топливная отрасль пошатнулась. Устояли только гиганты, вроде ЛУКОЙЛа и Роснефти. В этом году мы наблюдаем привычно-абсурдную ситуацию роста цен на топливо при падении цен на нефть на мировом рынке. Но, к счастью, из-за этого падения рост у нас хотя бы замедлился и составил примерно 1:10 к росту в 2018 году. Если оперировать цифрами, то нефть рухнула с 65 долларов за баррель до 51-61 долларов за баррель летом 2019 года. Цены на бензин выросли примерно на 2%.

Но, несмотря на то, что нефть дешевеет, а эксперты говорят, что это «на руку автомобилистам», никакой радости проявлять пока не стоит — цены на топливо как росли, так и будут расти, только чуть медленнее.

Неразбериха с кранами

Автомобилисты могут регулировать цены на бензин сами: например, они затормозили рост тем, что массово уехали в отпуск с чадами и домочадцами. Спрос упал, АЗС притормозили с аппетитами. Но сезон отпусков закончился, а это значит, что начнется обратный процесс — цены на топливо начнут медленно, но неуклонно расти. Кроме того, вспомним об эффекте демпфера: нефтяники получили компенсацию от государства за выпадающие доходы — мол, прибыль была упущена потому, что предприятия НГК (нефтегазового комплекса) поставляли нефть на внутренний рынок. Что дешевле, чем продавать за рубеж. Получилось в итоге не дешевле: госбюджет почти полностью выплатил разницу — издержки ручного управления. Но второй раз компенсация вряд ли будет столь масштабной.

Третий момент — начало осенней страды. Сейчас аграрный сектор резко повысит потребление топлива, что тоже стимулирует рост цен. И начнется процесс буквально через две недели, продолжившись до конца года. Так что, повторим: если автомобилисты и передохнули слегка этим летом, то период счастья закончился: начиная с сентября, по оценкам экспертов, топливо начнет стремительно догонять инфляцию и, возможно, снова опередит ее темп уже в декабре 2019 года.

Корреспонденты нашей редакции проехали по заправкам Великого Новгорода, чтобы выяснить динамику цен. Оказалось, что некоторые компании еще живут в «низкоценовом лете», а другие уже успели переключиться на «дорогую осень», так что разница в ценах на бензин в один и тот же день может колебаться от 1,5 до 3,5 рублей за литр.

Источник
Комментарии