Цены на бензин на бирже продолжают расти на фоне незапланированного сокращения производства на Уфимском НПЗ, который теперь принадлежит "Роснефти". В апреле ситуация может стать более сложной, поскольку на ремонт уйдут ряд крупных НПЗ. Как отмечают аналитики, фактор накопленных запасов бензинов пока не слишком сдерживает рост цен.
Биржевые цены на бензин после недели активного роста достигли максимумов этого года: АИ-95 на бирже СПбМТСБ подорожал до 41,2 тыс. руб. за тонну, АИ-92 — до 40 тыс. руб. (рост примерно на 1,5%). Сезонное увеличение стоимости бензинов в оптовом звене является типичным для России, поскольку одновременно сокращается производство из-за весенних ремонтов на НПЗ, а спрос увеличивается. Тем не менее обычно рост цен происходит несколько позднее — в апреле-мае. Кроме того, в этом году впервые в российской истории в стране достаточно мощностей для производства качественного бензина и удовлетворения даже пикового летнего спроса. Поэтому в целом собеседники "Ъ" на рынке ожидали, что в этом году сезонный рост цен не будет резким, если только модернизированные мощности НПЗ будут нормально загружены.
Основная причина нынешнего всплеска цен — неожиданное сокращение выпуска на Уфимском НПЗ "Башнефти", которое произошло одновременно со снижением производства на Ярославском и Московском НПЗ (находятся в плановом ремонте). По словам собеседников "Ъ", на заседании биржевого комитета ФАС в среду представитель "Роснефти", которая теперь контролирует Уфимский НПЗ, объяснял снижение выпуска бензинов незапланированными работами на установке гидроочистки вакуумного газойля, которая была выведена в ремонт по предписанию Ростехнадзора.
Вместе с тем собеседники "Ъ" на рынке выражают сомнения, что вывод этой установки мог привести к снижению выпуска бензинов сразу на 18% в первой половине марта (исходя из данных ЦДУ ТЭК).
"Роснефть" пообещала ФАС увеличить биржевые продажи бензинов на 20%, чтобы компенсировать влияние работ на Уфимском НПЗ, однако не вполне ясно, когда именно произойдет этот рост. Пока же рынок, как и в предыдущие годы, может оказаться в достаточно напряженной ситуации с точки зрения предложения, поскольку производство бензинов из-за ремонтов на НПЗ еще больше сократится.
Кроме того, нефтяные компании могут пойти на оптимизацию загрузки НПЗ, чтобы поддерживать приемлемый для себя уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, тем более что в результате налогового маневра экспорт нефти в целом ряде случаев стал более прибыльным, чем переработка. Рост оптовых цен на бензин обычно влияет на цены на АЗС с лагом в несколько недель.
"Участники рынка ожидали снижения поставок бензинов с Московского НПЗ и ЯНОСа, где проводятся плановые ремонты, однако снижение производства и биржевых продаж уфимского товара стало неожиданностью для рынка",— говорит Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". По его мнению, сокращение переработки нефти и рост экспорта нефтепродуктов было бы проще объяснить зимой, когда экспортный паритет для нефти и нефтепродуктов был существенно выше, чем сейчас. Аналитик отмечает, что нефтяные компании перед апрельскими ремонтами на НПЗ накопили свыше 1,8 млн тонн запасов бензинов, однако рынок пока не замечает эту "подушку безопасности" и остро реагирует на падение объемов биржевых продаж.