Цены на бензин и дизель, 17.07.17

Нечасто президенту приходится отвечать на вопросы по теме цен на бензин. И вот в пятницу на встрече с рабочими Стойленского ГОКа ему был задан вопрос о растущих ценах на бензин. Примечателен не сам ответ, а тот факт, что тема цен бензина на АЗС в этом году дозрела до президентского уровня. Не допускаю мысли, что вопросы и ответы были заранее срежиссированы организаторами, но, с другой стороны, далеко не любой вопрос и ответ на него центральные телеканалы выпускают в эфир, сообщает агн. "Алгоритм". Президент не стал убеждать аудиторию, что российские цены одни из самых низких в Европе, как это сделали бы его предшественники, а пользуясь случаем напрямую обратился к производителям топлива – "Ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены, и это совершенно очевидно, они должны быть экономически обоснованы". Тему и критерии экономической обоснованности президент развивать не стал, хотя всем известно, что нынешние темпы литра заложены не спекулянтами, и даже не производителями, а налоговым маневром, утяжелением акцизно-налогового пресса на нефтегазовую отрасль. Что касается "продавцов-посредников", то они упомянуты всуе, в общем контексте. На рынке их осталось раз, два и обчёлся. И уже завершая ответ, откровенно добавил – не в ценах проблема, а в зарплатах. Вот над их ростом и нужно работать. Чтобы совсем разрушить миф о посредниках-мироедах, якобы жирующих на нефтяном бизнесе, следует напомнить, что розничные цены на АЗС нефтяных компаний неявно, но эффективно контролируются государством в лице федеральной антимонопольной службы по принципу "инфляция минус", а независимые АЗС не могут превысить уровни, указанные на стелах ВИНКов по коммерческим соображениям – клиенты разбегутся. Что же касается бизнеса в мелкооптовом звене нефтепродуктообеспечения, то здесь предмет для зависти отсутствует полностью. В качестве показателя маржи посредников нами выбрана разница между заводскими ценами (крупного опта) и мелкооптовыми реализациями товара "в бензовоз" на подмосковных нефтебазах. Цены крупного опта достоверно представляет биржевой региональный индекс, например, "Москва". Этот индекс отображает среднюю цену поставок в московский регион топлива из близлежащих НПЗ, рассчитанный в соответствие с долей каждого НПЗ в структуре поставок и затрат на транспортировку до Москвы. В нашем примере рассматривается мелкооптовая маржа на бензин REG (Аи92). В качестве мелкооптовых цен приняты данные собственного мониторинга цен на подмосковных нефтебазах. Ниже представлена диаграмма поведения индексов Среднее превышение мелкооптовых цен над заводскими на указанном периоде составило 1 180 р/тн или 2,7%. Если же учесть, что, как минимум, половина из этого дифференциала поглощается затратами на услуги хранения, перевалки топлива и связанных с ними потерь на недоливах и прямого воровства в пути, а также затрат на финансирование проекта, то реальный доход трейдера в районе 100-200 р/тн считается нормой, а 300-400 р/тн – удачей и великим благом. При текущем масштабе цен маржинальность трейдерского бизнеса в нефтепродуктах составляет 0,8-1,2%. Средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 июня по 14 июля 2017 года составила $ 45,66/барр против $48,62/барр месяцем ранее. Об этом сообщает минфин на своем сайте. В соответствие с установленной формулой экспортная пошлина на нефть и мазут с первого августа сократится на $6,50/тн, до $74,40/тн. Пошлина на автобензин и дизельное топливо понизится на $1,9 /тн, до $22,30/тн. Снижение пошлины потенциально повышает привлекательность экспорта над внутренним рынком, но при текущем масштабе цен и курсовой стоимости рубля рынок нефтепродуктов вряд ли ощутит на себе столь незначительные изменения пошлин. Июльский саммит стран ОПЕК+ может придать очередной импульс нефтяным ценам, как это обычно происходило. Именно новости с саммита могут подогреть нефтяные цены, а ВИНКи в России не пропустят мимо шанс использовать общемировую конъюнктуру на внутреннем рынке. Такой прием отработан ими в прошедшем июне. Биржа СПбМТСБ Торги с бензином показали сегодня разнонаправленную неяркую динамику. Объёмы сделок сократились на 13-16% относительно пятницы. В итоге цены задержались в нулевой зоне. На 20% сократились обороты в дизельном сегменте. Большинство НПЗ по-прежнему показали снижение цен, но небольшое, в среднем на 80 р/тн, при том что предыдущие торги сопровождались спадом на 200-300 р/тн. Вероятно, и здесь рынок нащупывает локальное дно.
Комментарии
Конфереция