Никита Кондрашин (Пермь -
Екатеринбург - Ханты-Мансийск)
По дорогам России сегодня колесят уже 60 тысяч электромобилей. А до
2027 года откроют два завода, где будут производить для таких авто
аккумуляторы. Прототип отечественного электромобиля, к слову, уже
протестировали во время арктической экспедиции, доставив его морем на Северный
полюс, чтобы проверить технические характеристики нового авто в условиях лютых
холодов. Ведь производители очень рассчитывают, что электромобиль будут
покупать и жители северных регионов. Но что сегодня - реально ли, например,
совершить на электромобиле путешествие по России? Далеко ли уедешь? Особенно в
уральских и сибирских регионах с их суровой климатической спецификой? В этом
разбирался корреспондент "РГ" - Неделя.
Настоящих буйных мало
Так, в 2023 году в Свердловской
области, например, было зарегистрировано 5,3 тысячи электромобилей, а в 2024-м
их стало уже 7,8 тысячи, сообщили "Российской газете" - Неделя в
региональном ГИБДД. То есть само их число стремительно растет.
Но вот что говорит владелец
электрокара из Екатеринбурга Кирилл.
"Пока за пределами Москвы
электромобили покупают в основном энтузиасты, потому что на периферии плохо
развита инфраструктура - очень мало зарядных станций". Сам он владеет
машиной Volkswagen e-Lavida, ее полной батареи хватает примерно на 240
километров: этого достаточно для поездок по Екатеринбургу, но для полной
уверенности в машине водитель установил еще и розетку в офисе, где заряжает
аккумулятор в течение рабочего дня.
"А вот в Челябинск из
Екатеринбурга, что в 200 километрах, я уже не рискну на этой машине поехать,
потому что мне тогда придется в Челябинске где-нибудь заряжать батарею
несколько часов, чтобы назад вернуться. А в отдаленных небольших городах Урала
может не быть зарядной станции вовсе, я оттуда могу просто не вернуться",
- делится своим мнением водитель.
За пределами Москвы электромобили
покупают в основном энтузиасты
Чем дальше в лес
Чем дальше на север, тем сложнее
ситуация для владельцев электромобилей. Так, расстояние от Серова в Свердловской
области до Ханты-Мансийска в Югре 750 километров, но станций зарядки на этом
отрезке нет вовсе, а средняя батарея эту дорогу точно не осилит.
Мы пообщались с владельцем Tesla
Model Y Иваном из Ханты-Мансийска. По его словам, плюс электрокара - экономия
на топливе, а ключевым минусом пока, увы, является неразвитая инфраструктура.
"Если пользоваться машиной в
большом городе, конкурента ей, пожалуй, нет: электротранспорт выгоден. Можно
использовать розетку домашнюю либо станцией пользоваться, но это все равно
выгоднее получается "бензина" и "гибридов". Проблема: нет
"зарядок" на трассах. Я еще могу в отличие от других электромобилей
доехать до Тобольска 450 километров, батарея моей машины позволяет преодолеть
такой путь, и там на единственной действующей зарядной площадке зарядиться,
дальше поехать в Тюмень, а оттуда в Екатеринбург. Ну а дальше до Москвы и
Беларуси пошло-поехало. Но из двух северных регионов, Югры и Ямала, пока
технически выбраться на электромобиле со средней зарядкой практически
невозможно", - признается
"счастливый владелец электромобиля" Иван.
По словам водителя, некоторые
владельцы электрокаров часто катаются на них только по городу, потому что
заряда хватает примерно на 350 километров.
Сейчас в Югре 285 таких
транспортных средств и еще 1,9 тысячи с гибридной силовой установкой, на Ямале
около 350, рассказали "РГ" в окружных ГИБДД. По мнению Ивана, люди не
покупают электрокары, потому что нет инфраструктуры, а инфраструктуру никто не
создает, так как мало таких машин покупают. Такой вот замкнутый круг.
В городах и весях
Интересен пример Пермского края,
по дорогам региона в начале 2025 года ездило больше 2,6 тысячи электрокаров,
включая гибридные. В крае расположено около ста станций зарядки, причем как в
городах, так и в небольших населенных пунктах. Так, к примеру, в небольшом
рабочем поселке Промысла всего с тремя сотнями жителей неподалеку от границы со
Свердловской областью есть своя "зарядка". Для сравнения: на Ямале в
середине ноября 2024 года функционировало только три станции.
В общей массе легковушек в
России, по данным агентства "Автостат", электромобили занимают малую
долю - меньше одного процента. И пока спрос на электрокары падает: за последние
шесть месяцев было приобретено 4,4 тысячи машин, а в первом полугодии 2024 года
- 6,9 тысячи.
"Электромобили покупают люди
с определенным укладом: у того, кто живет в частном доме, всегда есть своя
розетка, а кто-то машину паркует в паркинге с розеткой. В России покупатель в
первую очередь думает, сможет ли он зарядить электрокар", - считает
президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл
Форманчук.
Электричество или бензин?
Некоторые эксперты, однако,
уверены, что проблемы со спросом временные, а доля электромобилей все же будет
увеличиваться.
"Люди пока побаиваются
электромобиля: они думают, что он не сможет преодолеть большое расстояние, им
негде будет заряжаться. В качестве ответа мы запускаем проекты такси и
каршеринга с электрокарами, чтобы люди смогли понять, что технологии в этой
сфере находятся на высокой ступени развития", - рассказывает директор
бизнес-направления "Электромобильность" АО "ТВЭЛ" Александр
Бухвалов.
Он считает, что государство
должно задавать тренд: регионы должны стремиться "стать
электрическими", к примеру, закупая электротранспорт. Большую работу в
этом направлении проделала Москва, рассказывает Александр Бухвалов. В столице
сейчас запускается центр, где будут следить дистанционно за состоянием батарей
в муниципальном транспорте.
"Если в 2020 году в России
было примерно 800 зарядных станций, то по итогам 2025 года их будет уже больше
8 тысяч. Сейчас важно сосредоточиться именно на спросе, потому что загрузка
станций не превышает 10 процентов, а это негативно влияет на появление новых
объектов. Будет больше электромобилей, будет расти загрузка станций, тогда
будут появляться новые площадки для их зарядки", - считает Александр
Бухвалов.
Государство, бизнес и потребители
проявляют интерес к электрокарам и говорят о необходимости развивать
инфраструктуру. Правительство РФ планирует, что к 2030 году доля электромобилей
составит уже 15 процентов от общего числа машин. Возникает вопрос: кто должен
вкладывать средства и двигать историю вперед?
Между тем
В Норвегии в 2024 году количество
электрокаров превысило число машин, работающих на бензине.