Главной новостью этого лета на розничном топливном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области, да и всего СЗФО, стала покупка двух крупных сетей региона структурами ВИНК. Можно с уверенностью сказать, что обе сделки существенно изменят структуру питерского розничного рынка моторного топлива. А между структурами ВИНК начнется новый виток розничной конкуренции.
Главной новостью этого лета на розничном топливном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области, да и всего СЗФО, стала покупка двух крупных сетей региона структурами ВИНК.
В начале июня были раскрыты планы по покупке «Роснефтью» крупнейшего независимого игрока в Северо-Западном федеральном округе – «Петербургской топливной компании» (ПТК). Два месяца спустя «Роснефть» стала владельцем 100% акций «ПТК».
В июле также стало известно об уходе с российского топливного рынка финской компании Neste. Компания подписала соглашение о продаже своего розничного топливного бизнеса в России ПАО «Татнефть».
Ожидается, что сделка будет завершена к концу 2019 года, а сеть будет продолжать функционировать под брендом Neste до 5 лет.
Обе сделки существенно меняют структуру северо-западного розничного рынка моторного топлива, наиболее конкурентного в России: в округе присутствуют бренды крупнейших ВИНК России, Neste представляла международный.
Исследования компании «ОМТ-Консалт» показывают, что на начало 2019 года в структуре парка АЗС Северо-Западного федерального округа 53% автозаправочных станций принадлежало независимым игрокам, 47% - ВИНК. Распределение в объемах реализации топлива на АЗС не так равномерно: в сетях ВИНК в 2018 году реализовано 70% топлива, доля независимых - 30%.
После покупки «ПТК» и Neste доля ВИНК в парке АЗС на территории СЗФО увеличится до 58%, объемы реализации достигнут 80%.
По данным ОМТ-Консалт, последние годы компания «Роснефть» постепенно расширяла свое присутствие в округе. Покупка «ПТК» увеличила долю компании в структуре регионального парка АЗС вдвое – до 16%, сделав «Роснефть» вторым после «ЛУКОЙЛа» крупнейшим игроком в СЗФО.
Доля компании в объемах реализации округа будет варьироваться в пределах 15-18%.
Neste расширит сеть АЗС «Татнефти» в федеральном округе в 2,5 раза, ее доля в структуре АЗС увеличится до 5%, а доля компании в объемах реализации составит около 6%.
Основная часть приобретенных автозаправочных станций находится в Санкт-Петербурге и области. Покупка «ПТК» сделала «Роснефть» лидером по количеству АЗС в Питере и области. Данные ОМТ-Консалт позволяют спрогнозировать, что с учетом последнего приобретения доля «Роснефти» в совокупных объемах реализации топлива на питерском рынке будет составлять около 18%, что обеспечит ей вхождение в тройку крупнейших игроков региона.
Учитывая объемы реализованного на АЗС Neste топлива в 2018 году, можно с уверенностью сказать, что для «Татнефти» финская сеть также стала выгодным приобретением. «Татнефть» расширит присутствие в СЗФО, а также существенно увеличит объемы реализации. На питерском рынке, доля компании составит 9% в парке АЗС и 7% – по объемам реализации. Наличие у Neste большого количества автоматических автозаправочных станций (ААЗС) также даст преимущество «Татнефти» в регионе.
Одновременная покупка таких крупных сетей с развитой торговлей не только топливом, но и сопутствующими товарами и услугами (СТиУ), усилит их конкуренцию с участниками питерского рынка, среди которых есть и такие сильные независимые игроки, как «ФАЭТОН», «Линос» и Circle K.
Вопрос в том, будет ли и дальше укрупняться питерский розничный рынок? Или же независимые игроки смогут дать ВИНК достойный ответ и, по меньшей мере, отстоять свои позиции, а то и усилить их за счет новых эффективных решений в организации розничного бизнеса?