Как стало известно “Ъ”, в качестве одной из мер для разрешения кризиса на топливном рынке правительство может в очередной раз повысить нормативы обязательных продаж бензина и дизтоплива на бирже. Так, нефтяные компании могут заставить продавать на бирже до 15% от производимого бензина и 12,5% дизтоплива. Предполагается, что данная мера будет объявлена одновременно с частичным ослаблением запрета на экспорт дизтоплива в ближайшие дни. Однако долгосрочного эффекта, считают эксперты, можно будет добиться только после корректировки демпфера.
Правительство и ФАС обсуждают повышение норматива обязательных продаж бензина и дизтоплива на бирже — до 15% и 12,5% от производства соответственно, рассказали собеседники “Ъ” в отрасли. Тема обсуждалась на совещании у вице-премьера Александр Новака, и он ее поддержал, а служба уже подготовила проект соответствующего постановления правительства.
Нормативы уже повышались летом на один процентный пункт — до 13% по бензину и 9,5% по дизтопливу. Тогда эта мера не оказала существенного влияния на оптовые цены, которые в августе—сентябре перешли к бурному росту из-за растущей привлекательности экспорта на фоне роста цен на нефть и слабого рубля. Повысить нормативы продаж по бензинам до 15% неоднократно предлагали независимые АЗС, но большинство нефтекомпаний было против, ссылаясь на необходимость обеспечения собственных заправочных сетей. Лишь «Роснефть» сейчас продает более 20% от производимых светлых нефтепродуктов на бирже.
По словам собеседников “Ъ”, повышение нормативов биржевых продаж должно стать одной из мер по стабилизации рынка, которые в правительстве обсуждают в контексте постепенной отмены запрета на экспорт нефтепродуктов.
Беспрецедентное эмбарго было введено 21 сентября, и на его фоне биржевые цены на бензин и дизтопливо резко упали на 20–25%, что улучшило ситуацию с экономикой АЗС. Однако власти активно давят на нефтяные компании и независимые заправки, пытаясь заставить их быстрее снижать розничные цены. В частности, 5 октября ФАС сообщила, что отправила нефтекомпаниям и сетям АЗС — суммарно 32 компаниям — требования снизить цены на топливо. Проблема в том, что АЗС все еще распродают оптовые партии, закупленные на пике цен в сентябре, и снижение розничных ценников в этой ситуации означает для них прямые убытки.
Хотя эмбарго на экспорт пока действует, на этой неделе, как писал “Ъ” 4 и 5 октября, регуляторы активно обсуждают его постепенную отмену — хотя бы для дизтоплива, поставляемого по продуктопроводам «Транснефти». По словам источников “Ъ”, решение о частичной отмене эмбарго может быть объявлено в ближайшие дни. Тем не менее предполагается, что экспорт дизтоплива будет регулироваться либо в ручном режиме, либо через систему квот, а запрет на вывоз бензина останется в силе.
Ключевое значение для стабилизации ситуации на топливном рынке и выправления экономики нефтепереработки имеет демпфер (субсидии, которые НПЗ получают за поставки топлива на внутренний рынок).
Инициированное Минфином сокращение демпфера вдвое с сентября стало одной из причин резкого роста оптовых цен на топливо, и теперь регуляторы обсуждают, можно ли частично отменить это решение, увеличив выплаты НПЗ. В октябре переработка может стать убыточной, поскольку цены на нефть на внутреннем рынке (рассчитываются по netback от мировых цен) в среднем сейчас выше, чем стоимость корзины производимых нефтепродуктов на внутреннем рынке в условиях, когда их экспорт невозможен.
Изменение норматива продаж на бирже может отразиться на уровне биржевых цен, но это далеко не основной фактор из динамики, считают в «Петромаркете». Там отмечают, что долгосрочной стабилизации следует ждать после принятия правительством решений по корректировке демпфера.
Дмитрий Козлов, Татьяна Дятел
Топливо вновь тянут на биржу Правительство собирается увеличить нормативы его обязательной продажи
06.10.2023 00:05
Комментарии: 0
Просмотры: 223
Комментарии