Крым первым из российских регионов пошел на введение фиксированных цен
на бензин и установку ограничений на продажу в условиях перебоев с отгрузками с
НПЗ. Это должно позволить сдержать спекулятивный спрос и повысить доступность
топлива для потребителей. В целом нехватку бензина в стране участники рынка
оценивают в 20% от обычного уровня поставок, допуская, что разрешение ситуации
может потребовать дополнительных мер: от стимулирования импорта до смягчения
экологических требований.
Власти Крыма договорились с
нефтяными трейдерами о фиксировании стоимости топлива на 30 дней, сообщил 29
сентября глава региона Сергей Аксенов. В своем Telegram-канале он указал, что
стоимость бензина марки АИ-92 не должна превысить 70 руб. за литр, АИ-95 — 76
руб. за литр, дизтоплива — 75 руб. за литр.
Кроме того, на полуострове с 29 сентября будет ограничен объем продажи топлива — не более 30 литров в одни руки. «Прошу не приобретать бензин впрок и осуществлять заправку транспортных средств в обычном режиме»,— написал Сергей Аксенов. Аналогичная мера введена в Севастополе, сообщил губернатор Михаил Развожаев.
Крым и Севастополь стали первыми
российскими регионами, которые ввели подобные ограничения.
Как подсчитывали в «ОМТ-Консалт»,
с 28 июля, когда начали фиксироваться перебои с поставками топлива, по 22
сентября число продающих бензин АЗС в Крыму и Севастополе сократилось на 50%
(см. “Ъ” от 25 сентября).
«Такие крайние меры соответствуют
той критической ситуации, которая сложилась на всем внутреннем топливном рынке,
а больше всего страдают изначально дефицитные регионы — Крым и Дальний
Восток»,— говорит источник “Ъ”. Сложности с обеспечением бензином в Крыму
начались в середине августа, а в сентябре ситуация усугубилась.
В том, что власти других
российских регионов введут подобные меры, собеседники “Ъ” сомневаются.
По их словам, в Крыму решение о
заморозке цен и ограничении объемов продаж может временно стабилизировать
ситуацию — сдержать спекулятивный рост спроса и обеспечить доступность топлива
для автовладельцев и социальных служб. Но в целом, продолжает один из
источников “Ъ”, это нерыночные механизмы и нет оснований распространять их в
других субъектах. Так, по словам собеседника “Ъ”, на Дальнем Востоке есть
сложности с доступностью бензина, но они решаются за счет запрета экспорта и
других мер.
Дефицит бензина в России в
сентябре один из участников рынка оценивает в 400 тыс. тонн из стандартных
ежемесячных поставок в 2 млн тонн, то есть примерно в 20%. Собеседник “Ъ”
объясняет это внеплановыми ремонтами на установках первичной переработки нефти
на нескольких крупных заводах. Выпуск дизельного топлива, по оценкам источника
“Ъ”, сократился на 1 млн тонн в сентябре.
Больше всего от этой ситуации страдает
независимая розница, добавляют собеседники “Ъ”.
Вертикально интегрированные
нефтяные компании (ВИНК) обеспечивают свои АЗС в полной мере или с небольшим
снижением, в то время как независимые сети фактически остались без бензина,
говорит один из участников рынка. По данным ОМТ, среди объектов ВИНК число
торгующих бензином АЗС с 28 июля по 22 сентября снизилось на 0,8%, среди
независимых — на 4,1%.
По расчетам «Петромаркета»,
которые приводил ТАСС, на 19 сентября АЗС в среднем по стране получали 4,3 руб.
убытка с каждого проданного литра АИ-92 и 3,8 руб. убытка с проданного литра
АИ-95. Причина, отмечали аналитики,— высокие отпускные цены на НПЗ. На торгах
29 сентября стоимость АИ-92 на Петербургской бирже по индексу европейской части
России почти не изменилась, увеличившись на 0,02%, до 73,82 тыс. руб., что
несколько ниже исторического максимума (73,84 тыс. руб. за тонну). АИ-95 на
бирже подешевел на 0,16%, до 79,72 тыс. руб. за тонну.
Михаил Развожаев,
губернатор Севастополя, 29 сентября:
«Рассчитываем, что благодаря такому режиму сможем накопить бензин на
всех АЗС и вернуться к работе в обычном графике».
Сейчас в России действует полный
запрет на экспорт бензина, за исключением поставок по межправительственным
соглашениям. На прошлой неделе вице-премьер Александр Новак говорил, что
правительство намерено в ближайшее время продлить действие эмбарго на экспорт
бензина до конца 2025 года, а также ввести ограничение на вывоз дизельного
топлива. Последнее не будет распространяться на НПЗ.
По словам источников “Ъ”, для
обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами могут быть приняты дополнительные
меры для стимулирования импорта и увеличения переработки российской нефти в
Белоруссии.
Кроме того, по их оценкам,
вероятно введение дополнительных экспортных квот, а также смягчение
экологических стандартов, чтобы НПЗ могли выпускать больше бензина. В Минэнерго
оперативный комментарий не предоставили.
Как замечает управляющий партнер
NEFT Research Сергей Фролов, в текущей ситуации одной мерой вопрос не решить.
Он также допускает, что в таких условиях могут потребоваться импорт бензина для
покрытия локальных дефицитов на юге и Дальнем Востоке, временное смягчение
требований к бензину класса-5 либо временное разрешение на оборот бензинов
класса-4. Это те меры, которые видятся в качестве возможных первоочередных,
перечисляет эксперт.
Ольга Мордюшенко