Для стабилизации топливного рынка может быть создана секция биржевых
торгов нефтепродуктами для конечных потребителей, а нефтекомпании могут обязать
направлять на переработку не менее 40% сырья. Как узнал “Ъ”, эти и другие меры
обсуждались на последнем совещании у вице-премьера Александра Новака. Аналитики
и участники рынка говорят, что некоторые инициативы уже исполняются, а другие
требуют проработки.
В число новых обсуждаемых мер по
стабилизации топливного рынка вошли предложения по доработке механизма биржевых
торгов, нормативы для нефтекомпаний и поручения по улучшению логистики. Об этом
“Ъ” сообщил источник, знакомый с итогами прошедшего 9 октября заседания штаба по
ситуации на рынке нефтепродуктов под руководством вице-премьера Александра
Новака.
Минэнерго, ФАС, ЦБ и
Петербургской бирже поручено представить предложения, обеспечивающие приоритет
поставок топлива на бирже конечным потребителям, в том числе через введение
отдельной торговой секции.
Сейчас на торгах действует одна
основная сессия. Вторая сессия, на которой нефтекомпании могли покупать топливо
друг у друга, была отменена в конце 2023 года.
Как отмечают аналитики
«ОМТ-Консалт», создание секции для конечных потребителей может упростить доступ
к топливу, но требует решения инфраструктурных и технических вопросов. По их
мнению, основными вызовами станут необходимость технического оснащения
покупателей, отсутствие у них опыта биржевой торговли и недостаток мощностей
для хранения. От биржи, добавляют аналитики, потребуется улучшение возможностей
торговой платформы на случай увеличения числа участников. Управляющий партнер
трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко указывает на сложности с определением
статуса конечного потребителя: АЗС ими не являются, а промышленные предприятия
часто закупают топливо через брокеров.
Минэнерго также поручено
представить предложение об установлении обязанности нефтекомпаний направлять на
переработку не менее 40% сырья с последующей поставкой на внутренний рынок. В
«ОМТ-Консалт» указывают, что текущий объем переработки в России составляет
около 280 млн тонн, или 53% от добычи в размере 510–530 млн тонн. При этом,
отмечают там, 30% российских НПЗ имеют глубину переработки менее 75%, и такие
предприятия могут столкнуться с необходимостью модернизации и будут вынуждены
наращивать закупки сырья у сторонних компаний.
Требования о переработке не менее
40% добываемой нефти фактически закрепляют существующую практику, добавляет
Максим Малков, партнер Kept, руководитель практики по оказанию услуг компаниям
нефтегазового сектора. По его словам, за последние десять лет в РФ на
переработку направлялось не менее 45% добываемой нефти ежегодно, и пропорция
40/60 между внутренним потреблением и экспортом не нарушалась даже без
специального регулирования. Как считает аналитик, основные сложности могут
возникнуть у немногих независимых и малых компаний, ориентированных
исключительно на экспорт сырья. Но, вероятно, и тем удастся перестроить
логистику на внутренний рынок, добавляет господин Малков.
Речь идет о мелкооптовых партиях,
которые перевозят автоцистерны. Сегодня производители обязаны продавать на
бирже 15% бензина и 16% дизтоплива. Как рассказывает Максим Дьяченко, эта мера
давно лоббируется рядом крупных игроков, активно работающих в сегменте мелкого
опта через биржу и располагающих собственными станциями по наливу в
автоцистерны на НПЗ. Цель инициативы, по его словам, учитывать более
маржинальные мелкооптовые продажи в исполнении госрегулирования, что позволит
сокращать менее выгодные крупнооптовые поставки, а также минимизировать налоговые
риски, возникающие при невыполнении норматива. В «ОМТ-Консалт» оценивают
максимальную долю мелкооптовых продаж в общем объеме торгов в 7–10%.
По итогам заседания штаба также
поручено ускорить железнодорожные перевозки нефтепродуктов, в том числе путем
сокращения времени оборота цистерн. В ОАО РЖД сообщили “Ъ”, что около 2 тыс.
цистерн простаивают более трех суток из-за загруженности резервуаров на
нефтебазах, проблемы создает и простой порожних вагонов на подъездных путях
НПЗ. ОАО РЖД предлагает распространить на станции у НПЗ практику, которая
применяется в портах и позволяет эвакуировать неиспользуемые вагоны на
резервные пути.
В Петербургской бирже вопросы “Ъ”
перенаправили в профильные ведомства. В Минэнерго и ФАС от комментариев
отказались. В опрошенных нефтекомпаниях “Ъ” не ответили.
В последние месяцы из-за
обострения ситуации на топливном рынке в связи с внеплановыми остановками НПЗ
оптовые котировки АИ-92 и АИ-95 обновляют исторические максимумы. Цена АИ-92
устанавливает рекорд пятый торговый день подряд: 20 октября по индексу
европейской части России эта марка подорожала на 0,08%, до 74,33 тыс. руб. за
тонну. АИ-95 подешевел на 0,51%, до 79,62 тыс. руб. за тонну. Биржевая
стоимость зимнего дизтоплива выросла на 0,2%, до 77,7 тыс. руб. за тонну,
обновив исторический рекорд, установленный в ноябре 2024 года. В правительстве
в этих условиях уже продлили запрет на экспорт бензина до конца года, а
поставки дизтоплива за рубеж разрешили только производителям. Также обсуждалось
стимулирование импорта и смягчение требований к производству бензина (см. “Ъ”
от 1 октября). Источник “Ъ” на рынке оценивает дефицит бензина в РФ в 20% от стандартных
ежемесячных поставок (см. “Ъ” от 29 сентября).
Ольга Семеновых