Речной порт Агидели в скором времени может возобновить работу как
грузовой причал. Сейчас порт готов к бункеровке судов и приему их на зимнюю
стоянку, а в течение навигационного года сможет предоставлять другие услуги.
Основной целью реконструкции порта является его превращение в полноценный
терминал для перевалки нефтепродуктов. Однако перспективы проекта будут
зависеть от наличия железнодорожной инфраструктуры, которая связала бы Агидель
с Нефтекамском и Уфой.
«Ъ-Уфа» стали известны
подробности проекта реконструкции речного порта Агидели. Модернизацией
занимается ООО «Башатомтерминал», которое поставило перед собой задачу
подготовить портовую инфраструктуру, восстановить существующее нефтебазовое
хозяйство и увеличить емкостной парк терминала. Работы будут вестись в
несколько этапов, общие затраты могут достичь 2 млрд руб.
Строительство речного порта в
Агидели обсуждается с начала 2000-х. В 2004 году компания «Башатомтерминал-Т»
(признана банкротом в 2012 году) возвела на территории бывшей промзоны
недостроенной Башкирской АЭС наливной терминал для перегрузки на речные суда
мазута, произведенного «Салаватнефтеоргсинтезом», однако до конца проект
реализовать не удалось.
В 2008 году сообщалось о планах
министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики Башкирии
создать в Агидели особую портовую экономическую зону. Предполагалось, что
комплекс будет состоять из терминала для темных и светлых нефтепродуктов,
складских баз, грузового порта. Заявка минпрома была отклонена федеральным
Министерством экономического развития.
В 2019 году о планах восстановить
порт заявил Радий Хабиров, выступая на инаугурации на первый пятилетний срок в
качестве главы республики.
Кроме того интерес к развитию
порта в разное время выражали британская консалтинговая фирма Global Project
Capital, китайская China Harbour Engineering Company и турецкая группа Kozuva
Holding. Ни в одном из случаев потенциальные инвесторы не достигли конкретных
договоренностей с региональными властями.
С мертвой точки дело сдвинулось в
2023 году, когда по заказу минтранса Башкирии компания «Научный подход» из
Краснодарского края разработала технико-экономическое обоснование
восстановления грузового речного порта.
Работы по реконструкции начались
летом 2024 года. Как рассказали в ООО «Башатомтерминал», арендовавшем
территорию у муниципалитета на 50 лет, к тому моменту в порту имелась инфраструктура,
приспособленная под перевалку мазута, однако основная часть оборудования
находилась в нерабочем состоянии.
ООО «Башатомтерминал» зарегистрировано в 2015 году, основной вид
деятельности — хранение и складирование жидких или газообразных грузов. Соучредителями
компании с уставным капиталом 148,6 млн руб., по данным Rusprofile, являются
ООО «Манолиум-процессинг» (владеет 51,43% уставного капитала), АО «Ратмир-Адс»
(48,08%), а также Нина Валова и Олег Ванд (доли меньше 1%). В 2023 году убыток
организации составил 995 тыс. руб. при нулевой выручке.
По словам директора компании
Олега Ванда, с тех пор «Башатомтерминал» подготовил порт к бункеровке судов и
зимнему хранению с подключением к береговым электросетям. В планах на навигацию
2025 года — начать заправку судов питьевой и технической водой, а также прием
фекальных и замазученных вод для их очистки.
Также в этом году намерена
приступить к восстановлению нефтебазового хозяйства, эти работы оцениваются
примерно в 120 млн руб. Следующим этапом должны стать увеличение емкостного
парка порта и удлинение причала. В «Башатомтерминале» считают, что сумма затрат
может достичь 2 млрд руб.
Модернизация портового комплекса,
по мнению господина Ванда, позволит создать перевалочный комплекс суммарной
мощностью до 200 тыс. тонн мазута, бензина и судового маловязкого топлива в
месяц, а также создать более 50 рабочих мест.
Однако, считает Олег Ванд, более
отдаленные перспективы нефтебазы будут зависеть от создания железнодорожной
ветки от Агидели до Нефтекамска и дорога до Уфы.
По мнению председателя
Торгово-промышленной палаты Башкирии Тимура Хакимова, речной порт актуален не
только как нефтеналивной терминал, но и как часть транспортного коридора из
Волги через Каспийское море в Иран и другие страны. Также, отметил господин
Хакимов, статус Агидели как территории опережающего развития со
специализированным налоговым режимом повысит интерес к порту.
Экс-гендиректор Башкирского
речного пароходства Павел Юрченко положительно оценивает перспективы порта:
«Слава богу, если порту нашли применение, потому что транзитный флот там ходит.
Тем более, глубина в 4,5 метра позволяет заходить судам и бункероваться. Удобно
ставить суда, потому что нет ледохода. Вопрос в разрешениях и лицензиях». В
числе потенциальных клиентов терминала господин Юрченко назвал судоходную
компанию «Башволгатанкер», перевозящую продукцию уфимского НПЗ в Казань.
Управляющий директор ЗАО
«Судоходная компания «Башволгатанкер»» Андрей Мартынов подтвердил «Ъ-Уфа», что
перевозчик является потенциальным заказчиком услуг «Башатомтерминала»: «Если
действительно все будет реализовано, я буду рад. Любой порт на территории
Башкортостана нам интересен, потому что мы за развитие республики»,— поделился
он.
Идэль Гумеров