Формула ценообразования бензина
не самая сложная, но составляющих в ней достаточно. Главный и самый
значительный компонент (60% от цены) — это налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на добавленную
стоимость, акциз. Еще одна составляющая — демпфер. Если экспортная альтернатива выше индикативной цены,
записанной в Налоговом кодексе, государство выплачивает НПЗ компенсацию. Если
индикативная цена превышает экспортную альтернативу, как это было в пандемию,
выплаты делают НПЗ государству.
Для получения демпфера оптовая цена на АИ-92 не должна превышать 110%
индикативной. Законодательно выплаты составляют не 100% разницы, а 68% для
бензина и 65% для дизельного топлива. Часть выплачиваемого демпфера для
государства компенсируется ростом НДПИ на добычу нефти, который ложится на
плечи сегмента добычи.
Другой фактор — себестоимость добычи и переработки нефти. У
каждого производителя она может отличаться, именно поэтому стоимость бензина на
заправках, например, «Татнефти» и «Роснефти», может быть разной. Себестоимость,
в свою очередь, зависит от сложности разработки месторождения и качества
добываемой нефти. Чем больше примесей, тем сложнее процесс очистки и
переработки в конечный продукт.
Кроме того, на цену влияют расходы на обслуживание сети АЗС, а также
спрос и предложение.
Рынок делится на внутренний и
внешний. Чем больше производители экспортируют, тем меньше остается для
внутреннего потребления. Предложение сокращается — цена растет.
Влияет на цену и конкуренция,
поэтому стоимость бензина может отличаться в зависимости от региона. Во многом
это зависит от наличия инфраструктуры и ее доступности. Чем больше НПЗ и АЗС в
регионе, чем ближе регион к местам переработки и добычи, тем дешевле бензин.
Если же инфраструктура слаборазвита, конкуренция в регионе низкая, то цены, как
правило, выше.
Сказывается и сезонный фактор.
НПЗ каждый год проходят плановый ремонт. В этот период предприятие
останавливает свою деятельность — определенный объем топлива уходит с рынка,
предложение сокращается. Бывают ситуации, когда компаниям приходится проводить
ремонт сразу на нескольких предприятиях в регионе, и компенсировать часть
выбывших на время объемов очень сложно. Кроме того, срок ремонтных работ может
быть увеличен по разным причинам.
А вот стоимость нефти играет
самую незначительную роль: при действующем в РФ налоговом режиме прямой
корреляции между ценой сырья и бензина нет. Наконец, тип топлива также влияет
на его стоимость. Бензин с более низким октановым числом дешевле, а с высоким —
дороже.
На текущий момент ключевая
причина роста стоимости бензина на бирже и рознице в августе — атаки на НПЗ.
Проблемы в работе предприятий
привели к сокращению предложения бензина на внутреннем рынке, а дефицит топлива
— к росту цен в РФ, которые теперь выше, чем на внешнем рынке.
В июле оптовая цена АИ-92 на
основе экспортного нетбэка составила бы почти 64 тыс. руб. за тонну, а
фактическая цена на внутреннем рынке была 65 тыс. руб.
Принятая правительством мера по
запрету экспорта бензина до конца месяца должна стабилизировать внутренний
рынок. Базовый прогноз БКС с учетом механизма демпфера предполагает среднюю
розничную цену АИ-95 62 руб. за литр в 2025 году, что на 2% ниже текущей
рыночной котировки в Центральном федеральном округе, на конец года мы ожидаем
стоимость до 65 руб. за литр и последующий ежегодный рост цен на 2 руб.
Анна Кокорева, эксперт по
фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»