Топливная мозаика региона, анализ структуры розницы топливного рынка Санкт-Петербурга

Розничный рынок Санкт-Петербурга в целом сформировался в конце 90-х годов и претерпел ряд серьезных структурных изменений с приходом в город сетей АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), первым из которых активность проявил Лукойл, затем Газпром нефть, Роснефть, Татнефть. Зачастую приход сетевых брендов ВИНКов сопровождался неоднозначными решениями по льготному выделению земельных участков под строительство АЗС, что вызывало острую полемику с обращениями в ФАС и прокуратуру. 


Особняком стоит Сургутнефтегаз – частная вертикально-интегрированная компания, который был представлен на розничном рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга с самого начала, принадлежащими ему компаниями Леннефтепродукт и Киришиавтосервис. 


До 2019 года розничный рынок нефтепродуктов в Санкт-Петербурге, по общему признанию ведущих экспертов отрасли и ФАС, считался самым конкурентным в Российской Федерации и передовым в части развития рыночных отношений. Не смотря на экспансию сетевых компаний ВИНКов во второй по величине и значимости город России, более 50 % доли розничного рынка нефтепродуктов в Санкт-Петербурге занимали независимые сети АЗС, крупнейшей из которых, не только в Санкт-Петербурге, но и в России, была Петербургская топливная компания. Независимые розничные операторы в Петербурге не только успешно прошли через череду кризисов, затронувших топливный рынок, но и динамично развивались.


Ситуация коренным образом изменилась в 2018 году, когда рынок нефтепродуктов работал с отрицательной маржинальностью почти 8 месяцев. Именно этот период, когда каждый проданный литр нефтепродуктов приносил убытки, побудил владельцев независимых сетей АЗС задуматься о сворачивании такого «бизнеса». Для иностранных игроков, в лице акционеров компании Несте Санкт-Петербург, немаловажным фактором послужили и факты нерыночного вмешательства со стороны государства. Все это привело к продаже сети АЗС и инфраструктуры таких компаний как ПТК и Несте ВИНКам, Роснефти и Татнефти соответственно. 


О продаже своего актива в России Neste Corporation заявила в пресс-релизе, опубликованном 05 июля 2019 года: «Сегодня корпорация Neste подписала соглашение о продаже своего розничного топливного бизнеса, состоящего из 75 АЗС и терминала «Бронка» в Санкт-Петербурге, ПАО «Татнефть», одной из ведущих вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний в России. Продажа не оказывает влияния на деятельность Neste Marketing & Services в Финляндии и странах Балтии».


В соответствии с отдельным соглашением между ПАО «Татнефть» и Neste после купли-продажи рознично-сбытовая сеть будет продолжать функционировать под брендом Neste до 5 лет. 


О приобретении активов ПТК Роснефть официально заявила 31 июля 2019 года: «Роснефть приобретает 100% акций крупнейшего независимого топливного оператора Санкт-Петербурга - «Петербургской топливной компании». Это позволит «Роснефти» занять лидирующие позиции на рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области - одном из крупнейших в РФ. Сделка одобрена в соответствии с корпоративными процедурами НК Роснефть. Приобретение группы компаний «ПТК» соответствует стратегии «Роснефти», направленной на развитие розничного бизнеса и расширение присутствия Компании в ключевых регионах страны».


В результате сделки по приобретению розничной сети ПТК «Роснефть» стала крупнейшим игроком в Северо-Западном регионе. Среди приобретенных активов ПТК была розничная сеть АЗС представленная в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской областях, а также республике Карелия. Приобретенная сеть АЗС включала в себя 141 заправочную станцию, 125 бензовозов, 2 современные нефтебазы: «Ручьи» в Санкт-Петербурге и «Чудово» в Новгородской области. О цене сделки стороны не сообщили. Стоит отметить, что сформировавшаяся сбытовая структура Роснефти является избыточной, компания пошла на закрытие и консервацию 11 приобретенных АЗС ПТК, шесть из которых в Санкт-Петербурге, а также направила участникам рынка предложения по их покупке или аренде.


Продолжает терять свои позиции на рынке компания Фаэтон, часть АЗС которой, работавших под брендом Фаэтон и Aero, отошли к другим игрокам рынка в рамках реализации имущества по процедуре банкротства компаний, входящих в структуры Фаэтона, длящейся уже много лет.


Большинство игроков топливного рынка Санкт-Петербурга декларируют, что планируют сосредоточить свое внимание на повышении эффективности существующей инфраструктуры и не планируют увеличение своих сете. Компании готовы рассматривать только точечное строительство АЗС в местах строительства транспортных магистралей и массовой жилищной застройки, где, в настоящее время, еще отсутствует топливная инфраструктура и гарантирован высокий спрос на таких объектах.


Исключением является компания Шелл, которая ведет активное развитие, как своей собственной сети, так и франчайзинговые программы на всей территории России, в том числе и в Санкт-Петербурге, приобретая и реконструируя АЗС других участников рынка, строя собственные новые объекты. 

 
Таким образом, к концу 2019 года на территории Санкт-Петербурга сформировалась структура розничного рынка с преобладанием АЗС сетевых структур ВИНКов, значительную часть из которых составляют компании с преобладающей государственной доли собственности.


В 2020 году розничный рынок нефтепродуктов Санкт-Петербурга представлен 9-тью основными игроками:


1. Роснефть - 133 АЗС, в том числе: ПТК - 82 АЗС, Роснефть – 33 АЗС, BP – 17 АЗС, ТНК – 1 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 26,8 %;


2. Лукойл - 113 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 22,8 %;


3. Газпром нефть – 61 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 12,3 %;


4. TATNEFT – 57 АЗС, в том числе: Neste – 49 АЗС, TATNEFT – 8 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 11,5 %;


5. Shell – 48 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 9,68 %;


6. Сургутнефтегаз (Киришиавтосервис) – 25 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 5,04 %;


7. Линос – 23 АЗС в т. ч. под брендом Nord Point. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 4,64 %;


8. Фаэтон – 18 АЗС, в том числе: Фаэтон - 11 АЗС, Aero – 7 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 3,63 %;


9. Circle K – 12 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 2,42 %;


10. На территории Санкт-Петербурга работает 6 одиночных АЗС, официально осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов физическим и юридическим лицам. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 1,21 %. Часть из этих АЗС входят в состав небольших сетей, осуществляющих свою деятельность в Ленинградской области, а часть является микро-предприятиями, зарегистрированные на ИП и работающие автономно.


В настоящее время на территории Санкт-Петербурга эксплуатируется 496 АЗС официального сегмента розничного рынка нефтепродуктов.

Диаграмма-Доли-рынка-СПБ-по-количеству-АЗС.jpg


В советское время в Ленинграде эксплуатировалось около 90 АЗС. Топливо в город поступало с Киришского нефтеперерабатывающего завода, который затем стал главным активом нефтяной компании (НК) «Сургутнефтегаз» по переработке нефти. Именно «Сургутнефтегаз» и его дочерние компании в 1993-1994 годах имели все возможности занять доминирующее положение на рынке нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти. Однако в компании сосредоточились на вопросах нефтедобычи и переработки нефти, отправив свои розничные структуры фактически в самостоятельное плаванье. 


В лидеры вышла Петербургская топливная компания, получившая, при содействии городских властей, часть еще советских активов, на которые претендовал и Сургутнефтегаз. ПТК обеспечила реализацию нефтепродуктов Киришского НПЗ через собственную сеть, что вполне устраивало Сургут. К планам по развитию собственной сети Сургутнефтегаз вернулся только в 2001 году.


В городе работало достаточно большое количество независимых топливных операторов, названия которых, в настоящее время, исчезли и с карты бизнеса региона, и почти стерлись в памяти действующих ныне игроков. В конце 90-х на топливном рынке Петербурга можно было насчитать около 100 операторов, большинство из них мелкие независимые компании. Стоит отметить, что были и достаточно крупные независимые игроки, такие как ПТК, Балт-Трейд, Фаэтон, Линос и уже засветившиеся на рынке Шелл и Несте. 

 
Спокойная жизнь местных компаний продолжалась до 1999-2000 годов, то есть до тех пор, пока взоры на Петербург обратили ВИНКи со своими, практически неограниченными, денежными ресурсами. 


Начиная с этого времени, количество игроков на рынке стало уменьшаться, а количество АЗС стремительно пошло в рост. Так в 2002-3 году в Санкт-Петербурге работало уже только 28 топливных компаний, эксплуатирующих 254 АЗС. 


К 2006 году количество АЗС в городе достигло 322 АЗС, при этом уже тогда эксперты говорили, что насыщенность города станциями станет оптимальной тогда, когда их количество возрастет до 350-400 единиц.


По мнению экспертов топливного рынка, кроме перечисленных выше 9-ти основных игроков топливного рынка и нескольких одиночных АЗС, составляющих его официальный сегмент, в 2020 году на территории Санкт-Петербурга, в его промышленно-логистических зонах, активно функционируют около 50 АЗС, осуществляющих заправку транспортных средств, преимущественно грузового автотранспорта дизельным топливом, на территории предприятий. Большая часть таких АЗС официально не существует, это так называемый «серый» рынок. Тем не менее, эти АЗС отбирают значительные объемы реализации дизельного топлива с официального рынка, что делает не привлекательным развитие инфраструктуры розничного рынка нефтепродуктов, сверх уже существующей, в этих районах массовой дислокации и работы транспортных средств. Зачастую именно на этих АЗС осуществляется реализация контрафактных нефтепродуктов.


По оценкам экспертов объемы реализации на «сером» рынке нефтепродуктов, в периоды выгодной для него конъектуры рынка, могут составлять до 30% от объемов реализации официального рынка.

Топливная мозаика СПб.jpg

Таблица-Доли-рынка-СПб-по-брендам.jpg

Анализ структуры топливного рынка Ленинградской области приведен в публикации "Топливная мозаика региона, анализ структуры розницы топливного рынка ЛО", которую можно посмотреть по данной ссылке




Комментарии
Конфереция