Конфереция

Топливная мозаика региона, анализ структуры розницы топливного рынка ЛО

В своих публикациях от 16.03.20 г., от 20.04.20 г., от 21.04.20 г. и от 23.04.20 г. мы уже рассказывали, как изменился региональный топливный рынок после того как прошел через 8-ми месячной период отрицательной маржинальности. Владельцы независимых сетей, до недавнего времени занимавших более 50 % розничного рыка нефтепродуктов в обоих регионах, избавляются от ставших обузой активов. 


Сеть АЗС ПТК приобретена Роснефтью и, в соответствии с планами новых владельцев по ребрендингу, до конца года исчезнет с карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области.


Так полюбившаяся петербуржцам и жителям Ленинградской области высокими стандартами обслуживания, сеть АЗС Neste приобретена Татнефтью. Однако, при оформлении сделки стороны договорились, что бренд Neste будет присутствовать в нашем регионе еще, как минимум, пять лет. При этом, по данным источников АИ92, новый владелец сети гарантировал сохранение существующих стандартов обслуживания и внутренних протоколов компании Neste, обеспечивающих стандарты обслуживания и качества, принятые в компании. Будет обеспечен и контроль за соблюдением данных договоренностей со стороны аудиторской компании, обеспечивающей независимый контроль качества нефтепродуктов на сети Neste. 


Сеть АЗС Фаэтон и Aero, после серии продаж активов, насчитывает лишь 25 АЗС в обоих регионах. Покупателями АЗС, некогда работавших под брендом «Фаэтон» и «Aero», в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в разное время становились компании эксплуатирующие сети АЗС Circle K, Neste, Shell, Газпромнефть и ряда других игроков топливного рынка. А о сети АЗС Норма, некогда так же принадлежавшей холдинговой компании Фаэтон, сейчас никто и не вспомнит. 


Ушла с рынка и Выборгская топливная компания (ВТК), одни из старейших областных независимых розничных игроков рынка нефтепродуктов. ВТК не удалось продать свою сеть одним лотом, и, в настоящее время, компания завершает процесс дробления сети и распродажи своих активов по частям.


Не найдя никаких количественных показателей соотношений сетей АЗС до и после этих событий, мы решили провести их аудит и представить его результаты нашим читателям.


Ленинградская область:

По данным мониторинга Нефтяного клуба Санкт-Петербурга на территории Ленинградской области работают 25 розничных операторов, каждый из которых владеет двумя и более АЗС. В совокупности им принадлежит 278 автозаправок, к данной категории операторов розничного рынка нефтепродуктов относятся хорошо известные, крупные сетевые игроки и ряд небольших, но уже давно и устойчиво работающих на рынке, сетей АЗС. 


Однако, по заявлениям экспертов, в регионе работает и целый ряд мелких игроков, эксплуатирующих одну, иногда две АЗС, коих в области великое множество (Инна, Евро, Ужба, Логос, Керри, Волганефтепродукт, 2М, Унирем, целый перечень ИП и т.п.). Большинство таких АЗС не известны широкой общественности и надзорным органам, некоторые из них работают только в периоды выгодной для них конъектуры рынка, уходя на «каникулы», когда работать становится не выгодно или возникает вероятность подвергнуться проверке надзорными органами. 


Таким образом в Ленинградской области, по состоянию на 1 января 2020 года, функционировало более 400 автозаправочных станций, заправляющих автомобили моторным топливом, включая одиночные и расположенные на территории промышленных зон и предприятий.


Год назад безусловным лидером в Ленинградской области, по числу АЗС, была компания Киришиавтосервис с долей почти в 14,2%. Наши эксперты подтверждают, что именно поэтому компания нередко является основным поставщиком топлива для корпоративных клиентов, которым нужна развитая сеть во всех районах области. 


Справедливости ради отметим, что протяженность Ленинградской области в 500 км с запада на восток и в 320 км с севера на юг, а также наличие 64 городских поселения и 135 сельских поселений, способствуют тому, что и одиночная АЗС здесь тоже может быть абсолютным монополистом по обеспечению населения и предприятий топливом в каком-нибудь, отдельно взятом, муниципальном образовании. О таком случае АИ92 уже писала в своих новостях.


Топ лидеров субъекта по числу АЗС в 2019 году состоял из компаний Киришиавтосервис (14,2%),  Лукойл (11,7%), Газпромнефть (10,0%) и ПТК (9,6%) (см. Таблицу и диаграмму). Отметим, что доли рынка определены по показателю числа АЗС. Оптимальным-же вариантом является анализ по показателю выручки, поскольку автозаправочная станция может находиться на трассе и «проливать» от 40 до 100 тысяч литров в сутки и даже больше, а может в деревне «Кукушки», где реализация в 1-2 тысячу литров – уже удача. Однако, такая информация доступна только Федеральной налоговой службе и ФАС.


По состоянию на 1 января 2020 года ситуация значительно изменилась:

Нефтяная компания Роснефть, включая бренды BP и ПТК, даже несмотря на консервацию и предложение к аренде ряда приобретенных у ПТК АЗС, стала лидером в Ленинградской области с долей рынка в 15,5%. Доля Киришиавтосервис увеличилась на 0,2% и сейчас составляет 14,4%, однако это не позволило компании удержать первое место, теперь "дочка" Сургутнефтегаза занимает вторую позицию в Ленинградской области. Лукойл, с долей в 11,9%, сместился на третье место. А вот на четвертом оказалась компания Татнефть с долей в 11,5%, в совокупности с купленной в 2019 году сетью Несте и одной АЗС в Огоньках, приобретенной у ВТК. Несмотря на то, что управляются сети АЗС, принадлежащие Татнефти, разными юридическими лицами и подчиняются разным подразделениям нефтяников из Альметьевска, все же консолидация сетей в единое целое – дело времени. Замкнул пятерку лидеров, с долей более 10,1%, Газпромнефть.

Как видно из приведенного анализа, ВИНКи значительно укрепили свои позиции в Ленинградской области, а независимые операторы АЗС исчезли из списка лидеров.

Справедливости ради стоит отметить, что один из независимых операторов АЗС -АО Балтоп укрепил свои позиции и занимает достойную позицию на рынке с долей 2,2%. Именно эта компания приобрела наиболее крупный пакет АЗС ВТК, состоящий из 4-х объектов в Выборгском районе Ленинградской области и теперь эксплуатирует 6 АЗС.


Проводя мониторинг, мы обратили внимание на то, что большое количество АЗС зарегистрированы на ИП или микро-предприятия, работают на упрощенной системе налогообложения. Как правило адрес регистрации юр. лица и адрес производственной деятельности таких АЗС не совпадают. Часто бывает, что зарегистрированы такие АЗС в одном регионе, а работает в другом. Все это затрудняет контроль за деятельностью таких продавцов нефтепродуктов со стороны надзорных органов, да и вообще учет таких объектов. 


Хочется отметить и то, что такая схема регистрации свойственна не только одиночным АЗС, но и используется рядом сетевых компаний, работающих под единым брендом. К примеру, почти все АЗС «Линос» и Nord Point функционируют в рамках ООО «СН Норд …» или ООО «СП ТК …» с соответствующей порядковой нумерацией - по одной АЗС на одно ООО. Учредитель каждого - одно физическое лицо, он же директор. В единую сеть их объединяет только единый стиль оформления АЗС и обозначающий их бренд. Специалисты скажут еще про единую логистическую цепочку поставок нефтепродуктов, единую структуру управления и прием единых для сети систем отпуска нефтепродуктов корпоративным клиентам и взаиморасчетов по ним.


Таблица количества АЗС.jpg

Диаграмма 2019.jpg

Диаграмма 2020.jpg

Коллаж Топливная мозаик ЛО 2.jpg

Комментарии