Конфереция

Тодеуш Матеюнас: «По просьбе учеников в программе петербургских автошкол появился «Урок на АЗС»

О первом в России проекте обучения заправке автомобилей на АЗС рассказал директор автошколы «Смольный» Тодеуш Матеюнас.
 
В начале апреля в Северной столице стартовал совместный проект Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, ПТК и автошколы «Смольный» под названием «Урок на АЗС», в рамках которого автоинструкторы знакомят будущих водителей с правилами заправки на современных автозаправочных комплексах.
 
Во время практических занятий по вождению учебные автомобили заезжают на АЗС ПТК, где инструктор объясняет правила и порядок заправки, а затем ученик под контролем наставника впервые самостоятельно заправляет автомобиль.
 
Подобный образовательный проект реализуется в России впервые. О его важности для практики отечественных автошкол рассказал Тодеуш Матеюнас, директор одной из крупнейших петербургской сети автошкол «Смольный».
 
Почему было решено обучать студентов автошкол заправке на АЗС?
 
Можно сказать, это было сделано по просьбе самих учащихся, поскольку во время занятий всегда встает вопрос о заправке автомобиля. Практически каждый ученик обращается к инструктору с просьбой объяснить, как это нужно делать. Но, как показывает практика, учебные машины на АЗС редко встречают дружелюбно из опасения, что они помешают работе. В результате инструктору не всегда удается познакомить ученика с процедурой заправки.
 
Почему раньше вопрос обучения заправке автомобиля не стоял так остро?
 
В автошколах сильно изменился контингент учеников. Сейчас это -  в основном молодежь, которая боится заезжать на заправку, не представляя,  как себя там правильно вести.
 
Раньше ведь купить машину могли только люди в возрасте, поскольку она была дорогая. Сейчас автомобили стали доступнее. И если у молодого человека или девушки нет своей машины, то они могут какое-то время поездить на родительской. Получить права также стало проще. Во время СССР стоимость обучения в автошколе составляла около 180 рублей, что было сравнимо со средней зарплатой. Да и автошкол было немного. В Петербурге, например, их насчитывалось всего семь, плюс несколько спортивно-технических клубов, где также обучали будущих водителей.
 
Почему важно знать технику и порядок заправки автомобиля на АЗС?
 
Любой автомобиль начинает свою жизнь с заправки. Купил человек машину - тут же поехал и заправился. Кроме того, многим кажется, что заправиться - это просто, а на деле выходит не совсем так. Нередко автомобилисты отрывают топливные пистолеты, забыв вынуть их после заправки, или, случайно нажав на рычаг, обливают топливом себя и машину.
 
Вообще, когда на заправку заезжает опытный водитель на новой машине, даже у него может возникнуть масса вопросов, что уж говорить о новичке. Если человек не знает, с какой стороны находится бензобак или какое топливо нужно заливать, он будет своими вопросами отвлекать персонал АЗС или просить помощи у посторонних, тем самым создавая помеху движению. А когда он заранее все знает, то смело и уверенно подъедет и заправится. Причем выиграет от этого не только он сам, но и все окружающие.
 
До недавнего момента новичкам, как правило, приходилось самостоятельно или вместе со знающими друзьями приезжать на АЗС, чтобы освоить заправку. Это, собственно, и послужило толчком к началу реализации проекта «Урок на АЗС». Наш партнер ПТК выделила двадцать своих АЗС, операторы которых  активно помогают автоинструкторам и ученикам в деле обучения заправке.
 
В каком формате раньше инструкторы обучали своих учеников заправляться на АЗС?
 
Раньше обучение заправке в нашей автошколе не было обязательным. Но многие инструкторы все равно старались заехать на АЗС, чтобы объяснить ученику этот процесс. Теперь же урок на АЗС входит в учебный план. А факт проведения занятия фиксируется отметкой на АЗС ПТК.
 
Как инструкторы автошколы отнеслись к проекту «Урок на АЗС»?
 
Большинство –  с энтузиазмом. Поскольку, как я уже говорил, ученики все чаще интересуются этим вопросом.
 
Чему обучают будущих водителей во время такого урока?
 
Мы разработали план занятия. Среди прочего, инструктор, к примеру, рассказывает ученику, что заправку рекомендуется производить на АЗС одного оператора, а также – что крупный сетевой бренд сам по себе  уже является определенной гарантией качества топлива.
 
Наставник объясняет, что решение о заправке нужно принимать заблаговременно, не дожидаясь, когда на приборной доске загорится контрольная лампочка. Еще до въезда на АЗС необходимо ответить себе на следующие вопросы:
  • каким видом топлива буду заправлять машину (рекомендацию производителя автомобиля всегда можно найти на внутренней стороне лючка бензобака);
  • как буду рассчитываться за топливо (наличными, банковской или топливной картой, с помощью мобильного приложения);
  • сколько топлива буду заливать (количество литров, на  определенную сумму или до полного бака).
Кроме этого на занятии ученик узнает, что подъезжать к топливораздаточной колонке нужно со стороны бензобака. Определить, где расположен лючок, можно с помощью подсказок на приборной панели. У индикатора в виде бензоколонки с нужной стороны будет изображен заправочный пистолет или  стрелочка.
 
Инструктор акцентирует внимание на том, что после заправки нужно обязательно вытащить пистолет из бензобака, а также рассказывает, как вести себя в различных ситуациях. Например, если не льется топливо, в первую очередь нужно проверить, зафиксирована ли защелка на пистолете и правильно ли сам пистолет установлен в горловине бака. А если произошла переплата, к примеру, по причине того, что часть оплаченных нефтепродуктов не вместилась в бак, то после отсечки защелки пистолета, его надо вернуть в гнездо топливораздаточной колонки, чтобы насос, качающий бензин перестал работать, а затем обратиться за возвратом средств к оператору АЗС.
 
А какие еще вопросы интересуют учеников?
 
Некоторые спрашивают, может ли бак переполниться и топливо вылиться, если вовремя не вытащить пистолет. Инструктор поясняет, что в механизме пистолета предусмотрены специальные «отсекатели», которые этого не допустят.
 
Также просят уточнить, почему надо заглушить машину во время заправки. В этом случае наставник объясняет, что такая мера безопасности предотвращает попадание топлива на раскаленный металл. Кроме того, осадок на дне бензобака, поднимающийся во время заправки, может стать причиной сбоев в работе двигателя, если в это время он будет включен.
 
Сколько учеников за это время уже прошли свой «Урок на АЗС» и скольким предстоит это сделать в ближайшее время?
 
Сейчас в школе работает 130 инструкторов, у которых в среднем всегда занимается от трех до шести учеников. Более 700 учеников уже побывали на занятии на АЗС ПТК. Но поскольку проект долгосрочный, я уверен, что их число будет только расти. 


Смотрите также фоторепортаж с одного из уроков на АЗС!

Комментарии