Главный синоптик Петербурга поставил точку в сезонном споре: когда
«переобуваться». «Пора!» — сообщил Александр Колесов. Как ранее выяснили
аналитики: больше половины автовладельцев (57%) отправляются в шиномонтаж, лишь
когда становится стабильно холодно. Еще 17% — отличники, уже сменившие резину,
а столько же (17%) — отчаянные экстремалы, ждущие первого снега как сигнала к
действию.
Разбираем десять главных мифов о
зимней резине, которые в лучшем случае бьют по кошельку, а в худшем — по кузову
и здоровью. Запоминайте, а правильнее — сохраните себе. Спойлер: почти всё, что
вы слышали от соседа по гаражу, — опасная ерунда.
Миф 1: «Меняю резину не по
погоде, а по календарю. Жду декабря»
Миф 2: «На полноприводном
автомобиле можно вообще не менять резину. У меня 4 × 4!»
Миф 3: «Нешипованная „липучка“ —
это урезанный вариант для тех, кто экономит»
Миф 4: «Главное — передние
колеса. Они и тянут, и тормозят. Задние можно и позже поменять»
Миф 5: «Резина новая, с завода,
можно сразу ехать быстро. Она же зимняя!»
Миф 6: «Можно брать почти лысую
б/у резину, она же еще на сезон сгодится»
Миф 7: «Давление в шинах зимой
нужно снижать для лучшего сцепления»
Миф 8: «Шипы вылетают только у
дешевых марок. У премиальных шин они не теряются»
Миф 9: «Зимой можно ездить на
всесезонной резине. Она же для этого и создана!»
Миф 10: «Резину можно хранить где
угодно — в гараже, на балконе, просто накрыв тряпкой»
Миф 1: «Меняю резину не по погоде, а по календарю. Жду декабря»
Для начала давайте разберемся с
датой. Требования к сезонной смене шин устанавливает Технический регламент
Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС
018/2011). Разъяснению, какими шинами укомплектовать автомобили на зиму,
посвящен пункт 5.5 Приложения № 8:
«В зимний период (декабрь,
январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1… не
укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3
настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных
транспортных средств».
К категории M1 этот же документ
относит все легковые автомобили, где для сидения предусмотрено не более 8 мест.
Таким образом, дата перехода на зимнюю резину для легковушек — 1 декабря по
всей стране.
Изюминка в том, что страна родная
широка, климатические зоны разные, и, например, в Краснодаре погода в декабре
совсем не та, что в Петербурге. У нас это не календарь, а лотерея. Мокрый снег
с дождем и нулевая температура — стандартный ноябрь.
Поэтому региональные власти
наделили правом сроки «переобувки» увеличивать, а вот уменьшать — нет. И вот
здесь есть нюанс. Официального документа, который бы напрямую велел
переобуваться в зимнее с 1 декабря, в Петербурге нет. Но существует
распоряжение Минтранса России, которое устанавливает зимние нормы расхода
топлива для целей бухучета и может служить косвенным ориентиром. Так вот, в
Минтрансе считают, что зима в городе на Неве наступает 1 ноября.
Тянуть с шиномонтажом до «дня Ч»
небезопасно, поскольку холодная погода меняет свойства резины, говорит
региональный технолог международной сети автосервисов FIT SERVICE Константин
Ершов:
— На самом деле закон определяет
лишь крайний допустимый срок — зимняя резина в нашей стране должна быть
установлена до наступления календарной зимы — 1 декабря. Но автовладельцам
нужно ориентироваться не на календарь, а на погоду. Резиновая смесь летних шин
теряет эластичность уже при +5 °C. Она, по сути, «дубеет», резко ухудшается
сцепление с дорогой. Зимняя смесь, наоборот, сохраняет упругость при низких
температурах за счет натуральных каучуков и силики. Поэтому ориентир —
стабильная среднесуточная температура +5 °C, удерживающаяся несколько дней
подряд.
Кто вовремя не переобулся,
рискует не только оказаться в кювете, но и нарваться на штраф в 500 рублей.
Миф 2: «На полноприводном автомобиле можно вообще не менять резину. У
меня 4 × 4!»
Это заблуждение, уверяет эксперт.
Полный привод помогает только на стадии старта — когда автомобиль трогается с
места, распределяя момент на все четыре колеса. Но при торможении или
прохождении поворотов решающую роль играет сцепление шин с дорогой.
— Летняя резина на холодном
асфальте теряет фрикционные свойства, и ни один электронный помощник (ABS, ESP)
или система распределения крутящего момента уже не способны компенсировать эту
потерю. Поэтому полный привод никак не освобождает от необходимости использовать
зимнюю резину, — говорит Константин Ершов.
На летней резине зимой ваш
«паркетник» или внедорожник будет разгоняться с пробуксовкой, но тормозить
будет так же плохо, как и обычная малолитражка. Физику не обманешь. Суровая
правда: 4 × 4 — это про проходимость, а не про безопасность торможения и
маневрирования на льду.
Миф 3: «Нешипованная „липучка“ — это урезанный вариант для тех, кто
экономит»
Этот миф заставляет людей
переплачивать за шипы там, где они не нужны, и мириться с их недостатками
(больший шум, худшее сцепление на асфальте).
— Современные фрикционные шины,
или «липучки», не уступают шипованным в ключевых параметрах на асфальте и в
слякоть. В состав таких покрышек входят микропористые полимеры и кремниевые
добавки, которые повышают микросцепление с дорожной поверхностью. Они тише,
эффективнее на мокрой дороге и стоят совсем недешево. Шипованные шины
предпочтительны на ледяных трассах и в регионах с частыми гололедами, — объясняет
Ершов.
Для Петербурга с его частыми
оттепелями «липучка» — вполне годный вариант. Выбор не в «премиум/эконом», а в
предпочтениях водителя, климате и режиме эксплуатации машины.
Миф 4: «Главное — передние колеса. Они и тянут, и тормозят. Задние
можно и позже поменять»
Стратегия, ведущая к серьезной
аварии, объясняет эксперт:
— Это критическая ошибка. Такой
подход запрещен и законодательно. Разница в сцеплении между ведущей и ведомой
осями нарушает баланс управляемости автомобиля. При резком торможении или
маневре задняя ось может «поплыть», вызывая занос. По этой причине
производители и ПДД предписывают ставить одинаковую сезонную резину на все
четыре колеса.
Если задняя ось «поплывет»,
машину немедленно развернет. Бороться с заносом сложно, а для неподготовленного
водителя — опасно.
Миф 5: «Резина новая, с завода, можно сразу ехать быстро. Она же
зимняя!»
Это тоже заблуждение. Новая
зимняя резина (и шипованная, и «липучка») имеет транспортный защитный слой и не
раскрывает свои свойства сразу.
— Любая шипованная резина требует
обкатки в первые 500–800 км пробега. За это время шипы «садятся» в посадочные
гнезда, а поверхностный слой стирается, обеспечивая оптимальное сцепление. В
этот период важно избегать резких разгонов и торможений. Этот процесс прописан
в регламенте практически всех производителей шин, — объясняет Ершов.
Суровая правда: на новой зимней
резине нужно ездить аккуратно, без резких разгонов и торможений, чтобы
притереться к дороге и «обкатать» шипы. Дайте резине «привыкнуть» к дороге.
Миф 6: «Можно брать почти лысую б/у резину, она же еще на сезон сгодится»
Экономия, которая стоит дорого.
Зимняя резина работает не просто «рисунком», а особой мягкой смесью, которая не
дубеет на морозе. Со временем эта смесь «стареет», объясняет эксперт:
— После 5 лет резина теряет
пластичность, микротрещины ускоряют износ. Поэтому при покупке важно проверять
дату производства, остаточную глубину протектора (не менее 4 мм), количество
шипов, отсутствие грыж и ремонтов боковин. Помните, что даже визуально «живая»
резина может быть небезопасна из-за деградации материала.
К тому же почти лысая резина не
отведет воду и снежную кашу и даже на небольшой скорости может создать эффект
аквапланирования (полная или частичная потеря сцепления с дорогой из-за
образования между шиной и дорогой «водяного» клина. — Прим. ред.) даже на
небольшой скорости.
Возраст шин имеет решающее
значение. Маркировку из четырех цифр (неделя/год производства) ищите на
боковине. К слову, остаточную глубину рисунка протектора шин для легковушек
Технический регламент Таможенного союза допускает не менее 1,6 мм.
Миф 7: «Давление в шинах зимой нужно снижать для лучшего сцепления»
Совет этот давно устарел,
объясняет Ершов:
— Современные зимние шины
рассчитаны на эксплуатацию при номинальном давлении, указанном производителем.
При снижении показателя шины деформируются, ухудшается пятно контакта с
дорогой, повышается износ боковин. Единственное исключение, когда такое действие
уместно, — движение по бездорожью, в горку или с горы. Тогда снижение давления
допустимо, но кратковременное.
Кроме того, мягкая шина ухудшает
устойчивость, управляемость и заметно увеличивает тормозной путь.
Суровая правда: холодный воздух
сам по себе снижает давление — следите за ним чаще.
Миф 8: «Шипы вылетают только у дешевых марок. У премиальных шин они не
теряются»
Это заблуждение, погоня за
ушедшими брендами приводит к разочарованию и неоправданным тратам.
— Уровень потери шипов зависит не
только от бренда и качества покрышки, но и от манеры езды и соблюдения правил
обкатки. Нормальной считается потеря 5–10% шипов за первый сезон для любой
шины. Сейчас на рынке есть множество брендов, которые по качеству не уступают
европейским шинам, особенно при правильной установке и балансировке. А выбирая
ушедшие бренды, скорей всего, имеешь дело с залежавшимися остатками, поэтому
внимательно смотрите даты производства, — предупреждает Константин Ершов.
Суровая правда: потерю шипов в
начале эксплуатации производители закладывают в технологический процесс.
Критично, когда они сыпятся и дальше — это признак брака или неправильной
обкатки.
Миф 9: «Зимой можно ездить на всесезонной резине. Она же для этого и
создана!»
Всесезонка — это всегда
компромисс, говорит Ершов:
— Всесезонная резина подходит
лишь для регионов с мягкой зимой. При температуре ниже −10 °C шина с
универсальной резиновой смесью теряет эластичность, как и летняя. Для условий
Санкт-Петербурга, где часто бывают морозы, переменная влажность и гололед,
всесезонка — не лучший вариант.
Суровая правда: всесезонная
резина будет дубеть на морозе и плохо тормозить — и слишком быстро изнашиваться
в оттепель. «Всесезонка — значит, ни в какое время года» — это шутка, в которой
есть большая доля правды.
Миф 10: «Резину можно хранить где угодно — в гараже, на балконе, просто
накрыв тряпкой»
На резину губительно воздействуют
ультрафиолет, влажность и контакт с источниками тепла, поэтому хранилище должно
быть сухим, темным и проветриваемым, объясняет Ершов. Давление одной шины на
другую при неправильной укладке перекашивает корд.
— Лучше хранить шины без пакетов,
вертикально, периодически поворачивая для снятия нагрузки с одной точки.
Складывать стопкой нельзя, так как нижние покрышки могут деформироваться, —
подсказывает эксперт.
Суровая правда: без правильного
хранения резина «задыхается». Идеальное хранение — чистые, сухие шины (лучше на
дисках) в прохладном темном месте с нормальной влажностью. Балкон — худший
вариант. Если другого выхода нет, упакуйте шины в непрозрачные чехлы, но не в
полиэтиленовые пакеты (там скапливается конденсат).