Сжиженный газ ждет ремонта. Цены на СУГ возобновили рост

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) после небольшой передышки снова начали активно дорожать на бирже, несмотря на то, что производители перенаправили объемы этого продукта с экспорта и нашли способ нарастить производство в России. Участники рынка связывают это с предстоящим выводом части мощностей в ремонт, также ситуацию мог усугубить рост цен на нефть. Эксперты подтверждают, что остановка заводов может опять поднять котировки на несколько дней, но с сентября внутренние цены будет сдерживать резкое — почти в восемь раз — увеличение экспортной пошлины на СУГ.

Стоимость сжиженных углеводородных газов 24 августа выросла на 4,07%, до 51,03 тыс. руб. за тонну, на бирже СПбМТСБ. С начала года цены увеличились на 61,7%. Если такая тенденция на бирже сохранится, то цена на СУГ может снова вернуться к историческому рекорду, зафиксированному 11 августа,— 53,3 тыс. руб. за тонну.

170 тыс. тонн составило снижение производства сжиженных углеводородных газов в августе в результате аварии на заводе «Газпрома»

Цены в августе резко выросли после аварии на заводе «Газпрома» по переработке газового конденсата в Новом Уренгое, которая привела к сокращению производства СУГ. В результате внутренний рынок лишился примерно 170 тыс. тонн СУГ в августе и около 90 тыс. тонн — в сентябре. «Газпром» смог частично восстановить выпуск, а также, как сообщал “Ъ”, договорился о перенаправлении части объемов своего конденсата на переработку на мощности НОВАТЭКа на Пуровский ЗПК. Кроме того, Минэнерго настояло на перенаправлении в августе 40 тыс. тонн с экспорта на внутренний рынок, что помогло несколько снизить цены.

Но в последние дни цены на СУГ продолжают увеличиваться, противореча динамике биржевых цен на остальные нефтепродукты. Так, наиболее популярный в России вид бензина АИ-92 дешевел последнюю неделю, и к 24 августа его стоимость достигла 56,5 тыс. руб. за тонну (снижение на 0,56%). Бензин АИ-95 падал в цене с 16 августа, потеряв около 1,5% (до 58,9 тыс. руб. за тонну на 24 августа). Стоимость летнего дизельного топлива была в этом же тренде, снижаясь с 17 августа (с 50,8 тыс. до 49,9 тыс. руб. за тонну на 23 августа), но по итогам торгов 24 августа котировки незначительно подросли — на 0,16%.

Отчасти рост стоимости СУГ может объясняться повышением цен на нефть: с 20 августа котировки сорта Brent выросли почти на 9%, до $70,8 за баррель, что означает повышение стоимости сырья для производства СУГ. При этом в СИБУРе “Ъ” назвали причиной нового роста цен ажиотаж на фоне планируемых остановочных ремонтов у ряда производителей в сентябре.

Глава RUPEC Александр Собко согласен, что, хотя дисбаланс на рынке оказался частично выправлен вследствие перенаправления на внутренний рынок экспортных объемов СУГ, текущий рост цен может быть связан с ожиданием плановых остановок некоторых газоперерабатывающих заводов в сентябре. В частности, о запланированных на осень ремонтных работах на первой и третьей линиях Оренбургского ГПЗ еще весной сообщал «Газпром», напоминает эксперт. По его словам, экспортная пошлина на СУГ сейчас мало влияет на внутренние цены, так как ее размер невелик, а свободные от долгосрочных обязательств объемы участники рынка и так готовы перенаправить на внутренний рынок. Но уже в сентябре ожидается резкий рост экспортной пошлины — с $9 до $69,9 за тонну, что будет ограничивать внутренние цены на СУГ, говорит господин Собко.

Ольга Мордюшенко

Комментарии